Кризис позитивизма и рационализма
<
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 
10.04.13 12:44

Эти коренные изменения происходили под влиянием самых различных, уже хорошо изученных факторов: кризис позитивизма и рационализма, разочарование в ценностях западной цивилизации.

Позитивистская вера в прогресс рухнула, породив в сознании западного человека страх будущего и то специфическое умонастроение, какое М.Элиаде определил как «ужас истории». В своей известной работе «Миф о вечном возвращении» (1949) ученый сравнивает духовную ситуацию современного человека с его иллюзорной верой в свободу делать историю и внутренней незащищенностью перед историей — с духовной ситуацией архаического человека, который выстраивал свое бытие на архетипическом повторении действий, совершенных другими (предками), и ежегодно участвовал в повторении космогонического созидательного акта, и потому был «способен отменить свою собственную историю с помощью периодической отмены времени и коллективного возрождения». Элиаде приходит к выводу о преимущественном положении архаического человека, поскольку он «вправе считать себя в большей степени творцом, чем современный...». В любом случае, несомненно, что «ужас истории» заставлял западного человека особо оценить, как это продемонстрировал сам Элиаде, примитивное сознание с его атемпоральностью и архетипичностью, с его завидной стабильностью. Сразу обратим внимание: новая духовно-историческая ситуация делает привлекательным в «дикаре» то, что никогда прежде в нем не ценилось, — поскольку попросту не замечалось.


Научно-технический прогресс частично обернулся совершенствованием способов массового убийства людей, а блага и удобства цивилизации все явственнее грозили технократизмом, всевластием машины и как следствие — бездуховностью, утратой личностного начала. Не следует забывать, что именно в последней трети XIX в. массовая культура, возникшая задолго до того, превратилась в мощную индустрию, в экспансионистскую империю, которая теснила элитарную культуру и непоправимо разрушала традиционный фольклор. Это «восстание масс» (по определению Х.Ортеги-и-Гассета) несло с собой угрозу уничтожения высокой культуры и творческой личности. Архаическое примитивное искусство с его многоуровневой семантической глубиной, эзотеризмом и традиционностью воспринималось сущностной противоположностью поверхностным общедоступным стереотипам массовой культуры.

 

 

 

 


 

 

 

Последнее обновление 11.08.14 10:02
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика