Кризис культуры
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
15.03.13 11:46

Итак, совершенно ясно, что для Томаса Манна это эпоха крайне болезненного кризиса культуры во всем содержании, которое вмещает в себя данное понятие. Война лишь усиливает и в каком-то смысле завершает «падение культуры и нравственный регресс по сравнению с XIX в.», а вот эти падение и регресс как раз и составили, по мнению Манна, главный феномен эпохи. Происходит упрощение, примитивизация, мало того, всплеск нового варварства — неизбежная расплата за «близорукое великодушие» прошлого столетия, за его безоглядную веру в блага либеральной демократии, вообще за социальный оптимизм, отличавший те «идеалистические времена». Но также — и за характерную для рубежа веков, причем сразу принявшую крайне негативные формы, реакцию противодействия этому либерализму и оптимизму.
В романе все эти мысли, высказанные несколько позднее с прямотой публициста (статья Т.Манна «Внимание, Европа!», 1935), присутствуют с первых до последних страниц, образуя необходимый идейный контекст «истории активизации человеческой личности», какой видится история его главного героя — Ганса Касторпа.

«Гонцы и посланцы» духовной сферы, которые на протяжении романа стремятся «активизировать» личность Касторпа согласно собственным принципам, — литератор Лодовико Сеттембрини и латинист Лео Нафта, — для Манна олицетворяют доминанты европейского самосознания оборванной 1914 г. эпохи, внешне антагонистичные, однако сходные в том, что совокупно приводят к общественной катастрофе, подготовленной «падением культуры».

 

 

 

 


 

 

 

 

Последнее обновление 10.08.14 09:25
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика