Космологической идее «мыслезема»
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
07.04.13 19:42

Объединивший в своей космологической идее «мыслезема» человека и историю, вещество и дух, Хлебников писал в статье «Наши основы» (1919): «Слово делится на чистое и бытовое. Можно думать, что в нем скрыт ночной звездный разум и дневной солнечный... Отделяясь от бытового языка, самовитое слово... отрешается от признаков данной бытовой обстановки и на смену самоочевидной лжи строит звездные сумерки... Пусть человек, отдохнув от станка, идет читать клинопись созвездий. Понять волю звезд — это значит развернуть перед глазами всех свиток истинной свободы» В космологической мистерии Хлебникова звездная ночь как смыслонаполненный абсолют (так у Малевича его «черный квадрат— зародыш всех возможностей») равнозначна утопическому Дню (ср. День Божий в христианской эсхатологии), пришествие которого требует «строительной жертвы» — гибели поэта. «Сумрак — умная печаль!..».
Универсалистски явленное единство поэтики и онтологии авангардизма подтверждает мысль о его стилевой целостности, состоящей из совокупности взаимообратимых смыслов. В основе этого единства — сложившаяся к началу XX в. картина мира, ориентированная на радикальное переустройство бытия и обусловившая трагико-оптимистическое переживание драмы Великой Утопии. Авангард есть инновационная система по определению, и эволюция каждого из векторов этого «пучка смыслов» определила собой всю духовную картину XX в. Но авангард нес не только инновации, но и обращение к собственным, забытым, даже архаичным пластам культуры, а с другой стороны, способствовал небывалой интернационализации искусства, процессам художественной глобализации. По-видимому, главное содержание XX в. состояло в том, что ему пришлось решать поставленную предшествующими эпохами проблему человека, возможностей и меры самоосуществления самой человеческой природы, и он реализовал крайнюю степень его самопроекции в различных, но генетически общих формах бытия.

 

Несомые авангардом художественно-идеологические потенции явно или неявно «держали» на себе весь неспокойный век и лишь ближе к концу столетия почувствовалась исчерпанность обновленческой парадигмы. Смысло и формотворческие сдвиги авангарда были настолько мощными, что произведенная им в художественном мышлении революция оказалась необратимой и опыт интегрирования художественного творчества с жизнью, так или иначе, обусловил облик мировой культуры XX века.

 

 

 


 

 

 

 

Рекомендую купить стартерные аккумуляторы в Туле на сайте tula-akb.ru. Отличная цена и лучшее качество.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика