Конфликт «природа— цивилизация»
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
13.04.13 12:34

В разных региональных культурах традиционные примитивистские мотивы и их новые трактовки нередко подвергаются значительным смысловым перекодировкам и предстают в новых специфических интерпретациях. В особенности это характерно для бывших маргинальных литератур, африканской и латиноамериканской, где примитивистский конфликт «природа— цивилизация» переводится в культурологический план. Латинская Америка вообще оказалась землею обетованной для примитивистских мотивов и образов, так как девственная природа континента и живущие здесь невыдуманные «дикари» мыслятся приметами именно латиноамериканского мира и, соответственно, привлекаются для характеристики латиноамериканской действительности и утверждения ее самобытности. Тем самым примитивистские мотивы становятся опорными элементами в процессе культурной самоидентификации. Поскольку латиноамериканские самоидентификационные модели непременно включают в себя момент противопоставления «своего» — «чужому» (прежде всего — западноевропейской культуре, на основе которой развивалась латино-американская), то и примитивистские мотивы, может, даже больше, чем какие-либо иные, наполняются полемическим антиевропейским содержанием.

Так, механистической, машинной, массовой латиноамериканские художники стали представлять всю западноевропейскую и североамериканскую цивилизации в противопоставление латиноамериканскому миру— «живому», «спонтанному», «чувственному», «иррациональному». Эти мотивы буквально пронизывают латиноамериканскую литературу XX в.16. Таким образом, если европейский примитивизм — это парадоксальная критика цивилизации ее же средствами, то примитивизм латиноамериканский можно определить как столь же парадоксальную критику западноевропейской цивилизации ее же средствами.

 

 

 

 


 

 

Последнее обновление 11.08.14 10:03
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика