Жанровая диффузия
<
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 
15.03.13 12:39

Суть дела не в жанровой диффузии и не во взаимовлияниях, а в том родстве принципов, которое — при всех бесчисленных мировоззренческих, эстетических, индивидуальных и прочих различиях — придает некую общность культуре XX в.
В ходе «художественной революции» эти принципы обозначились уже достаточно ясно, позволяя говорить о возникновении новой эстетической системы. В каждом из названных (и многих неназванных) произведений, появлявшихся накануне и во время первой мировой войны, она, конечно, выступала далеко не целостно, а различными своими элементами, к тому же сильно трансформированными индивидуальностью художника. И все-таки возможно — хотя с неизбежной долей схематизации— выделить основные ее признаки, сохранившие устойчивость на протяжении всего XX столетия.
Если не самый главный, то наиболее единодушно принятый приверженцами нового искусства художественный принцип состоял в том, что произведение искусства теперь воспринималось не как часть мира, но как завершенный мир, замкнутый в собственных границах.


На этом настаивал уже Сезанн, оттого и не принявший ни импрессионизма, ни таких постимпрессионистов, как Гоген: для них важным оставалось домысливаемое пространство, тогда как Сезанн дорожил завершенностью и выстроенностью композиции, которая не допускает воображаемых «контекстов». Содержание картины заключено в самой композиции, и только; поэтому Сезанн провозглашает с неколебимой убежденностью: «Хороший метод построения — вот чему надо выучиться»16. Та «подлинная форма», о которой толковал Нафта, у Сезанна — не предмет казуистических словесных упражнений, но действительно высший творческий идеал, и к нему устремлены все усилия художника.

 

 

 

 


 

 

 

 

Последнее обновление 10.08.14 09:27
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика