Знаменитого труда «Иконостас»
<
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 
04.04.13 12:37

Чрезвычайно любопытно проследить развитие этой идеи в творчестве такого религиозного мыслителя как П.Флоренский. В начале своего знаменитого труда «Иконостас», писавшегося примерно с 1918 по 1922 гг., он развивает мысль о Лике как явленности божественного Первообраза; в самом конце о.Павел уже говорит о переносе духовной сущности и на мертвое тело, «воскресшее и просветленное в вечности». Трудно представить себе, чтобы индивидуальное сознание мыслителя не резонировало бы со складывающимися общественными умонастроениями. В 1933 г., уже находясь в сталинских застенках, П.Флоренский создает трактат о государственном устройстве, где, отрицая все демократические институции, с такой требовательностью и открытостью утверждает необходимость диктатуры, что вряд ли это может быть объяснено одним только рвением дознавателей. Самое поразительное даже не в том, что, упомянув Муссолини и Гитлера, он пишет, что «исторически их появление целесообразно, поскольку отучает массы от демократического образа мышления», а в том, что именно в образе абсолютного диктатора он видит «чудо и живое явление творческой мощи человечества».
Рождение массовидного тела (ср. «многомиллионнорукое тело», «миллионноголовое тело» в «Мы» Замятина) сопровождалось появлением ряда сопутствующих смыслообразов, одним из которых было понятие очищения. Вначале «чистка» была метафорической (очищение от «грязи» прежних времен), затем обрела бытовое преломление («Рассказ литейщика...»), потом— моральное («Баня») и, наконец, превратилась в идеологическую акцию — ведь массовые чистки могли практиковаться только по отношению к массовому же телу.

На вопрошание индивидуального сознания «Дано мне тело — что мне делать с ним, / Таким единым и таким моим?» история готовила ответ: «Страна Советов, чисть себя — нутро и тело...» Может быть, не случаен в рассматриваемом контексте и пафос детских стихов К.Чуковского — иначе как объяснить, что интимнейшая, в сущности, процедура гигиены тела вдруг обретает трагедийный масштаб и статус новой мифологии. Существует интересная публикация с описанием возникновения «Мойдодыра» в контексте «литературного быта». Но именно тот факт, что «Мойдодыр» оказался памфлетом на футуристов, удостоверяет его глубокую символичность.

 

 

 

 


 

 

 

Последнее обновление 11.08.14 10:02
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика