Идея релятивности
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
20.09.13 16:50

Идея релятивности

 

Быть может, именно потому, что такими разными были существа, которые тогда виделись мне в ней, со временем я и сам привык быть, в зависимости от того, какую Алъбертину я себе представлял (курсив мой. — Т.Б.), разным человеком: ревнивым, равнодушным, сладострастным, печальным, буйным; и я вновь становился то тем, то другим не только по воле воскресшего воспоминания, но и в зависимости от того, сильнее или слабее была сегодня моя вера в одно и то же воспоминание, от того, много или мало оно сегодня для меня значило».
Здесь сплетено в тугой узел все — изменчивость внешнего вида молодой женщины, изменчивость восприятия этой, «объективно данной» внешности Марселем («какую... я себе представлял»), изменчивость доверия героя к своему ощущению и изменчивость оценки значимости этого ощущения... «Идея релятивности,— писал Б.А.Сучков, — сквозная и важнейшая для всех книг романа Пруста — была тем новым, что внес Пруст в искусство вообще и искусство романа в частности». Точнее было бы сказать: нова была не столько идея релятивности, сколько настойчивость и убедительность ее мотивировки. Аналитический ум Пруста не побоялся взяться за объяснение по сути необъяснимого. И сила Пруста-ловествователя не столько в воспроизведении — в русле потока сознания — причудливого хода мысли, сколько в точнейшей психологической интерпретации, в классификации таких его оттенков, граней, переливов, которые— будь они даны «как есть», бессвязно, не могли бы быть так глубоко восприняты читателем. Может быть, поэтому и отвергал Пруст кинематографическую импрессионистичность, «мелькание», считая такой метод передачи действительности «абсурдным».
Такую же релятивность «объективно данного» утверждала и Вирджиния Вулф, но совершенно иначе вводя и мотивируя ее.

Последнее обновление 12.08.14 08:43
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика