Идея «бессубъектного письма»
<
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 
27.11.13 09:21

Идея «бессубъектного письма»

 

Бретон формулирует идею «бессубъектного письма», при котором текст оказывается сам по себе генератором новых образов, как бы независимо от воли его авторов. Точнее, утверждается состояние некоей имманентности автора и его текста— автор своей волей сопрягает любые слова, но полученные сочетания сами влияют на автора, который уже не может остаться властителем своего текста. Текст обретает автономию по отношению к его создателю, который уже сам начинает как бы следовать за текстом, что уводит его в «волшебные» дали. В таком тексте, как скажет Бретон чуть позже, «слова занимаются любовью между собой». Автор не может выносить суждения о своем тексте, более того, у него на это и не было времени — ведь вся книга была создана, согласно процитированным словам Бретона, за 6 дней. Именно за такой, очень короткий для целой книги, срок авторы и «продвигались вперед» вместе с текстом, или за своим текстом, или, еще лучше, одновременно с текстом.
В своем «Дневнике» Бретон еще не употребляет термина «автоматическое письмо». Это выражение появится в бретоновском предисловии к каталогу выставки Макса Эрнста, которая проходила с 3 мая по 3 июня 1921 г. В первой же фразе он говорил: «Изобретение фотографии нанесло смертельный удар старым способам выражения, как в живописи, так и в поэзии, в которой автоматическое письмо появилось в конце XIX в. и было настоящей фотографией мысли». По всей вероятности, метафорой «автоматическое письмо» Бретон обозначает творчество Артюра Рембо в период его «ясновидения» или Изидора Дюкасса, автора «Песен Мальдорора». Здесь еще полностью отсутствует ассоциация с психоанализом З.Фрейда, на которой Бретон особенно настаивал впоследствии, но именно в этом предисловии Бретон впервые связывает воедино «автоматическое письмо» и «мысль», которую это письмо должно воспроизводить с большой точностью — «фотографировать». Понятие «автоматическое письмо» применяется здесь также в контексте других визуальных искусств — дадаистских коллажей Эрнста, прежде всего. А также искусства кино. Эта последняя, тоже метафорическая, ассоциация искусства Эрнста с некоторыми кинематографическими приемами, которые в свою очередь трактуются в духе теории относительности Альберта Эйнштейна, предвосхищает описания динамических особенностей автоматического письма: «Сегодня нам известно, благодаря кино, как передать прибытие локомотива прямо на экран. По мере того, как получают большое распространение ускоряющие или замедляющие аппараты, по мере того, как мы привыкаем видеть на экране, как растут дубы и летают антилопы, мы с крайним волнением предчувствуем, чем еще может стать это время-пространство, о котором мы наслышаны».

 

Последнее обновление 12.08.14 08:56
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика