Художественный образ пространства
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
18.04.13 19:33

В теллурической картине мира все истинное, ценностное, подлинное тяготеет к «низу» — к земле. Художественный образ пространства разворачивается на земной поверхности и в подземных глубинах, откуда истекает ток мощных первородных сил. Земное пространство оказывает магическое воздействие на героя: оно его «зовет», «манит», формирует его характер, оно способно его «околдовать» и свести с ума. Все природные реалии — вода, река, море, гора, камень, дерево, сельва, ночь, луна — все они живут полнокровной жизнью, все они обладают своими «голосами» и умеют сообщить человеку нечто самое сокровенное. В этом хоре самый громкий и притягательный — голос земли. Анимизм, органически присущий художественной литературе, в теллурической прозе приобретает особое качество, максимально приближенное к мировидению «примитивного» человека. Подземные глубины, которые в христианской ментальное™ воспринимались как инфернальные области, в теллурическом художественном мире обретают значение сакральной зоны. В функции сакрального центра постоянно выступает пещера — «вагина матери-земли» (Астуриас), где с героями происходят превращения и озарения. Герой, носитель «подлинности», «порожден землею», «вышел из самых ее недр» (Фуэнтес), он «плоть от плоти этой земли» (Карпентьер), «слеплен по образцу своей земли; ее переизбыточные силы извергли из недр человека, подобного горам» (Алегрия)— сходные метафоры встречаются настолько часто, что стали стереотипными.


Наконец, именно под землей находятся «корни» — образ, придающий подземному пространству сакральный характер. Этот символический образ, имеющий первостепенную значимость в художественной системе теллуризма, выстраивается на различных смысловых уровнях: он означает первородную сущность земного мира, глубинную связь человека с землей, а в латиноамериканской литературе — еще и культурную основу, самобытность. Образ корня вообще эмблематичен для литературы XX в., стремящейся проникнуть сквозь формы к сущностям. Так, у Хлебникова:
Сотнями сказочных лбов Клубятся, пузырятся в борьбе за дорогу Корни смоковницы (Я на них спал)
И в землю уходят. Громадным дуплом, пузатым грибом, Брюхом широким
Настежь открыта счетоводная книга столетий. Ствол (шире коня поперек), пузырясь,
Подымал над собой зеленую шапку, тучу зеленую листьев и веток. Градом ветвей стекая к корням, С ними сливаясь в узлы ячеями сети огромной, Ливень дерева сверху, дождь дерева пролился В корни и землю, внедряясь в подземную плоть.

 

 

 

 


 

Последнее обновление 11.08.14 10:30
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика