Христианская трагедия
<
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 
09.03.13 12:28

В своей итоговой работе «Христианская трагедия» (1950) Г.П.Федотов формулирует ту же самую мысль почти афористически: «Отказаться совсем от красоты искусство не в состоянии. Что-то должно уравновесить дисгармонию: будь то краска или орнаментальная линия, равновесие плоскостей или соответствующие «формальные» ценности в музыке. Но эти элементы так слабы, что им не уравновесить всей нагрузки безобразия, которого алчет современный художник. Что отрицается начисто — это человеческое лицо, человеческое тело, эмоциональное содержание в музыке, первозданная красота мира. Все это является предметом отвращения и надругательства ... Чем примитивнее, чем острее, чем дальше от греческой гармонии, тем лучше ... Не образцов жалко, а погибающего мира человеческой души (с духом и телом), разлагающегося на свои элементы...»2.
Взгляды Г.П.Федотова на современное искусство совершенно логично вытекали из его понимания истории под знаком христианского опыта.

Понимания, отвергающего как, доктрину бесконечного прогресса, выпестованную секуляризованным европейским сознанием, так и насильственную «внечеловеческую и внекультурную» эсхатологию, оказавшуюся следствием духовной встряски 1914-1918 гг.3. И, даже не разделяя главной идеи Федотова, как, впрочем, и его общую оценку состояния художественной культуры XX в., нельзя не согласиться, что сам момент «слома» он зафиксировал безошибочно — причем раньше многих, по крайней мере, в России.
Распад «старой духовности» был главным ферментом брожения, из которого родилось искусство XX в. Проблематика «Доктора Фаустуса», одного из вершинных созданий литературы XX в., можно сказать, предвозвещена идеями «Carmen seculare».

 

 

 

 


 

 

 

 

Последнее обновление 10.08.14 09:33
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика