Эволюция негризма
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
13.08.13 16:23

Эволюция негризма и «магического реализма» развивалась в сходном направлении и состояла в том, что социально ангажированная, критическая, реалистическая тенденция, обозначившаяся в этих течениях, быстро набирала силу и активно вытесняла тенденцию, условно говоря, примитивистскую. Тем самым изживалась сама суть этих течений. Сборники Гильена 40-х гг. — это уже не негризм, а социальная поэзия, связанная с негритянской тематикой. Банановая трилогия Астуриаса— это уже не «магический реализм», а, скорее, критический реализм с отдельными вкраплениями магических элементов. Примитивистские модели европейской литературы сыграли значительную роль в формировании латиноамериканского художественного сознания, но, исчерпав себя, они утратили свою значимость.
Наряду с тенденцией к максимальному разделению двух типов сознания, «примитивного» и цивилизованного, в литературе XX в. наблюдается очень характерная противонаправленная тенденция к их воссоединению. Сам негризм, сколько бы он ни акцентировал сущностные различия африканца и белого, приблизил «дикаря» к западноевропейцу, аннулировал барьеры времени и расстояний, низвел контакт с «дикарем» до ранга обыденности. Понятие архетипа, обоснованное Юнгом, открыло широкие возможности для актуализации прошлого, восстановления связи времен в лоне единого неизменного времени культуры, для сознательного конструирования «вечных» образов, для разработки новых принципов фольклорной реконструкции. Эти тенденции, вообще характерные для литературы XX в., очень своеобразно воплотились в романе Х.Лакснесса «Самостоятельные люди» (1933-1935). Подзаголовок романа— «героическая сага» — ясно указывает на его специфическую поэтику, основанную на реконструкции художественного мира исландских саг.

Речь не идет о сколько-нибудь буквальном использовании древних сюжетов и персонажей, а о воссоздании или реактуализации в современности героя и наиболее общей сюжетной схемы саг. Действие большей части романа протекает во внеисторическом плане — только в последней из четырех частей оно входит в историю при упоминании Первой мировой войны. Художественное время романа — это столь притягательное для писателей примитивистской ориентации время эпохи первоначала, первотворения, перводействий. На это указывает как сюжетная завязка (приход героя на девственную землю, начало ее освоения, построение жилища, основание рода), так и недвусмысленные авторские замечания: «Человек стоит на вершине самого высокого холма, как стоял здесь некогда первый поселенец, выбирая место для будущего жилья».

 

 

Последнее обновление 11.08.14 10:47
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика