Эссе Э.Д'Орса
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
06.03.14 12:36

Эссе Э.Д'Орса

 

Несколько иначе, хотя также в связи с «непосредственностью» и «первичностью», образ барокко осуществляется в двух трудах, представляющих собой специфический сплав философии и художества, а именно в сборнике эссе Э.Д'Орса «Барокко» и «Закате Европы» Шпенглера. Принципиальная неакадемичность обоих трудов, повлиявшая на их использование и оценку в научной практике, нисколько не ослабила их специфической авторитетности. Впрочем, книга Шпенглера первоначально воспринималась не только с точки зрения ее культурологической «правильности», но и с точки зрения собственно литературно-жанровой, как новая романная форма; а переплетение взаимопротиворечивых источников и концепций непосредственно соотносилось с личностью автора. «Я» автора напряженно заявляет о себе с первых страниц предисловия к «Закату Европы»: «В таком вот смысле могу я охарактеризовать суть того, что мне удалось обнаружить, как нечто «истинное», истинное для меня». Размышления Шпенглера, приближенные к исповедальной тональности, вписываются в контекст субъективного переживания завершенности культуры. Авторское «я» книги отнюдь не стремится отделить себя от своего времени, если и рассматривать «Закат Европы» в русле автобиографизма, то это явно «исповедь сына века», стремящегося к восстановлению возможной сопричастности культуре, но остающегося наедине с собой.
При всем различии культурологических моделей Шпенглера и Д'Орса, их сближает стремление создать картину устройства культуры (истории) в целом, описать все возможные проявления ее отдельных форм и смыслов. Однако завершенные в себе формы культуры Шпенглера объединены «органической» формой их осуществления, а фрагментаризованная, в понимании Д'Орса, форма культуры создается периодическим явлением вечных эонов «классики» и «барокко», однако сами по себе эти константы или «две противоположные концепции жизни» несоединимы. Обеим книгам присущ совершенно особый пафос в отношении барокко, наделяемого первостепенным значением по отношению к «фаустовской» культуре у Шпенглера и к культуре в целом у Д'Орса.

 

Последнее обновление 13.08.14 11:37
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика