Элитарная культура
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
08.04.13 19:33

Примитив существует за пределами «верхней», элитарной культуры —  сколько бы он к ней ни тяготел в искусстве т.н. «наивов». Напротив, примитивизм создается исключительно в сфере учено-артистического профессионализма. В живописи и в музыке эта грань определяется достаточно легко, исходя из наличия или отсутствия профессиональной выучки у художника или композитора. В литературе — искусстве преимущественно автодидактическом — эта грань очень зыбка, и, однако, коль скоро речь пойдет о «верхних» этажах культуры и о значительных писателях, она тоже существует и также обретает смыслообразующую функцию. Последняя состоит в том, что обращение профессионального деятеля искусства к примитиву носит сознательный характер, подчинено определенной художественной задаче и неизбежно включает в себя момент стилизации. Примитивизм есть лишь один из возможных модусов самовыражения художника, это всегда выбор ориентации. На это указывают примеры Нольде, Матисса, Пикассо, Ларионова, Гончаровой, Малевича и многих других художников, которые обращались к примитивизму лишь на некоторых этапах своего творчества. Примитив (включая «наивов» и фольклор) — искусство спонтанное, как правило, не знающее стилизаторства, отражающее единственно возможную ориентацию данного художника, что чаще всего обусловлено его принадлежностью фольклорной традиции.


Внутренние контуры примитивизма в музыкальных и пластических искусствах выявляются из особого отношения художника к произведениям «низового» искусства, которые воспринимаются как объекты высочайшей эстетической ценности и предмет для подражания. Автор первой масштабной монографии о примитивизме в живописи Р.Голдуотер все приемы примитивистской стилизации сводит к единой тенденции, обозначая ее термином «симплификация» (опрощение): «Иными словами, художник-примитивист исходит из той предпосылки, что чем дальше он возвратится назад — исторически, психологически или эстетически — тем более простыми предстанут вещи, и именно в силу своей простоты они воспринимаются более интересными, более важными и более ценными». Это мнение, в целом верное, требует некоторой корректировки: «простым» художник как раз считает затертый академический канон, а произведения примитива он воспринимает как сложные, эзотерические, полные глубочайших смыслов; и потому, формально упрощая художественный язык, он на самом деле стремится его усложнить, нередко приходя к иной искусственности и изощренности.

 

 

 

 


 

 

 

Последнее обновление 11.08.14 10:02
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика