Викторианская эпоха для Фаулза
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
26.03.13 10:14

В этом смысле весьма показательно творчество Дж.Фаулза, который, привлекая постмодернистскую поэтику, пытается выйти за ее пределы и преодолеть постмодернистскую идеологию.

В романе «Подруга французского лейтенанта», где ведется игра с традициями викторианской культуры, конкретный романный текст расширяется до металитературы и самой реальности, включая читательское соавторство. Его автор — своеобразный «метарассказчик», находящийся не только вне событий, но и вне какой-либо литературной традиции. Он равноправен с читателемсотворцом, вольным выбирать приемлемый для него ход событий. (Это типичный для современного искусства прием, широко используемый и в массовом искусстве, — размывание границ между вымыслом и реальностью, соучастие реципиента в творческом процессе.) В романе предлагаются две концовки: чисто викторианская, «замкнутая», определенная, и современная — «открытая», неопределенная, содержащая разные потенциальные варианты. «Счастливый конец», любовная история, завершающаяся браком, подчинением правилам и социальным условностям, и — свободное, нерегламентируемое существование в жизненной стихии.
Викторианская эпоха для Фаулза— средоточие нормативности, заданности, оформленности, законченности, что подчеркивается в тексте документальными фактами, точными статистическими данными, книжными цитатами, авторскими комментариями и рассуждениями. Гротескное выделение черт викторианства, четкая прорисовка типичных характеров, имитация литературного стиля и языка того времени доводят образ эпохи до завершенности, граничащей с абсурдом, распадом, переходом в иное качество.

Но именно переходность эпохи сближает 60-е гг. XIX и XX вв., и тем самым выстраивается некая циклически упорядоченная историческая преемственность— современность косвенно «подключается» к традиции. Для обоих периодов характерно изменение научной картины мира, появление сомнений в существующем социальном устройстве, усиление идей свободы личности, эмансипации, сексуальной раскрепощенности. Фаулз показывает не только внешнюю, но и внутреннюю общность разных эпох и культур, элементы которых составляют не коллаж, а сплав. Морской мол Кобб сравнивается автором одновременно со скульптурами Микеланджело и Генри Мура. Воинствующей ханже миссис Поултни (типично диккенсовскому персонажу) нашлось бы «местечко в гестапо». У Сары, воспринимающей мир не разумом, а душой, — «компьютер в сердце». Чарльз— байронический романтик, больной сплином, и ученый-дарвинист.

 

 

 

 


 

 

 

 

Покупаем мебель в Черкассах через сайт style-comfort.com.ua. Отличная цена и качество продукции.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика