Дидактический или антиномической ряд
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
11.10.13 11:21

Дидактический или антиномической ряд

 

Все вариации потока сознания у Джойса (а большего разнообразия потоков сознания в пределах одного произведения мы не встретим ни в одном из романов XX в.) строятся на сопоставлении, что заставляет вспомнить Достоевского, но от противного: если у Достоевского «дидактический или антиномической ряд — лишь абстрактный, неразрывно сплетенный с другими моментами цельного (Т.Б.) конкретного сознания», и герой почти всегда «ищет себя и свой нерасчлененный голос26 за другими, вселившимися в него, то у Джойса герой осознает тщетность таких поисков, лишен цельности, складывается из нескольких разных голосов, дробится, мерцает. Идет не столько «скрытый диалог о себе самом с другим человеком», сколько постоянный диалог (полилог) с самим собой без всякой надежды приоткрыть в себе главное, определяющее. И уж тем более невозможно открыть это в других: тема предательства — сквозная для ряда глав романа. «Столкновение и перебои разных акцентов в пределах одного синтаксического целого27 не имеют той напряженности, которая есть в полифоническом романе Достоевского, именно потому, что герой в известной мере смирился с непознаваемостью мира, «другого», самого себя. У Джойса, как и у Достоевского, во внутреннем монологе нет «далевого образа», дальней перспективы (присутствующей у В.Вулф), с какой осмыслялись бы разные этапы движения сознания; мысль прикована к «здесь и сейчас», к разным «здесь и сейчас», располагающим порой к контрастным умозаключениям. Можно согласиться, что роман Джойса важно не столько читать глазами, сколько слушать: «вне поля зрения, но в поле слышимого пространство романа населено мириадами голосов».

 

Последнее обновление 12.08.14 08:46
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика