Дегуманизациея
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
13.03.13 09:19

Многое можно было бы возразить испанскому философу, когда эпоху, непосредственно предшествующую XX столетию, он называет только веком детерминизма. Чувствуя неполноту своей концепции, Ортега выводит, например, за пределы культуры прошлого века творчество Достоевского, объявляя, что оно принадлежит барокко. Взгляды Ортеги основывались почти исключительно на западно-европейском, а конкретнее, — на французском и испанском опыте, и в этом смысле требуют постоянных корректировок. Однако в своих обобщениях Ортега оказался чрезвычайно проницательным, чему помогло, помимо прочего, и то обстоятельство, что культурным центром в начале XX в. был, конечно, Париж, где осуществлялась ломка прежней «перспективы».
Суть этой ломки, которую Ортега описывает, обращаясь преимущественно к изобразительным искусствам, заключается в «прогрессивном вытеснении элементов «человеческого, слишком человеческого», которые преобладали в романтической и натуралистической художественной продукции» . Такое вытеснение на языке Ортеги именуется «дегуманизацией» — термин, вызвавший много необоснованных упреков его создателю.

Кризис гуманизма как системы духовной ориентации, пошатнувшееся доверие к его ценностям — факт для XX в. бесспорный, имеющий свои причины и далеко не однозначные последствия, однако в знаменитом трактате Ортеги основной темой является, собственно, не гуманизм, а формы воссоздания реального на языке искусства, требующего «нового эстетического чувства»

 

 

 

 


 

 

 

Последнее обновление 10.08.14 09:25
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика