Черты современной аллегории
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
01.02.14 15:17

 

Отталкиваясь от собственной теории М. Киллиган выявляет черты современной аллегории в творчестве Т.Пинчона, демонстрирует на его примере языковую природу и принципиальную многозначность этой аллегории. Одновременно она утверждает, что язык для аллегории — это больше, чем знаковая система, и что предметом аллегории являются психологические процессы, а не внешняя реальность. Анализ конкретного произведения позволяет несколько усложнить концепцию: герои Пинчона, а не только его читатель, заняты расшифровкой знаков, которые они, правда, встречают в реальности. В отличие от героев Борхеса, который, как считает Киллиган, предлагает читателю закрытую систему, герои Пинчона не знают заранее, что они прочтут. Кроме того, анализ эпизодов позволяет критику продемонстрировать плавное перетекание действия в автокомментарий. Тексты Пинчона («Выкрикивается сорок девятый лот» — «Crying of Lot 49», 1966 и «Радуга земного притяжения»— «Gravity's Rainbow», 1973) ставят определяющую для аллегории проблему истинности высказывания и языка, приобретающую циклическую форму: любое толкование зависит от языка и возвращает нас к изначальному вопросу о его истинности. В контексте столь глобальной проблематики совершенно естественным представляется и обращение Пинчона к религиозной символике, подвергающейся последовательной релятивизации в «Радуге земного притяжения». Значительно меняется в контексте «новой» аллегории роль претекста: структурообразующим наряду с его содержанием становится сам тип дискурса. Примером может служить «Морская трилогия» (1980— 1989) Голдинга. Становление личности передается в ней через смену стилизованного в духе XVIII века языка главного героя и рассказчика на нейтральный и естественный. Сложную систему различных повествовательных дискурсов разворачивает в своем романе <«<Тегга nostra» (1975) К.Фуэнтес. Столкнув аллегорическое переосмысление истории в духе средневекового моралите с персонажами и ситуациями, пришедшими из научной фантастики, автор актуализирует проблему соотношения текста и реальности. В этой встрече фантастики с историей обнаруживается несовместимость двух типов условности, понятийный уровень повествования раздробляется и фантастичность (иллюзорная и оторванная от реальности) окрашивает саму историю. В книге последовательно проблематизируется историзм как таковой: история предстает сложным комплексом более или менее ангажированных концепций и легенд. Авторский комментарий к роману в книге «Сервантес, или критика чтения» подчеркивает формирующее значение литературы вообще и сервантесовского текста в частности. Проецируясь на повествование, комментарий выводит на первый план его концептуальный характер и акцентирует заданную на уровне художественной формы в «Terra nostra» текстуальность человеческого восприятия и мышления.

 

Последнее обновление 13.08.14 11:35
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика