Бессознательное представление
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
12.09.13 11:54

Бессознательное представление

 

Призывая доверять интуитивному потоку вчувствования, Бергсон, как и Фрейд, придавал большую роль бессознательному («бессознательные психологические состояния», «бессознательное представление»). Но, в отличие от Фрейда, он менее всего склонен был детерминировать ту или иную психологическую реакцию конкретной причиной. «Если положение, направление и быстрота движения каждого атома нервной материи, — говорил он, — детерминированы в любой момент движения, это вовсе не значит, что и наша психологическая жизнь столь же фатально предопределена. Иначе пришлось бы продемонстрировать, что каждому состоянию мозговых клеток соответствует строго определенное психологическое состояние, а подобная зависимость никем пока не доказана».
Психологическая проза XX в. во многом базировалась на бергсоновских представлениях о механизме сознания и памяти; тяготела к воссозданию не застывших качеств, а изменчивых, перетекающих одно в другое состояний, возникающих спонтанно, необъяснимо, связанных с происходящим не напрямую, а сложно, опосредовано. Вполне в духе бергсоновского объяснения симультанности в психологическом романе XX в. выстраивается поток сознания героя: любые, совсем незначительные перемены внешней обстановки сопровождаются интуитивной работой подсознания, непрерывным шепотом.

Последнее обновление 12.08.14 08:42
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика