Ассоциации сюрреалистического творчества
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
13.12.13 11:26

 

Ассоциации сюрреалистического творчества и медитации действительно возникают подспудно в группе Бретона и в близких ей кругах. Например, М.Лейрис воспринимает живопись Жоана Миро через призму даосизма, а Элюар толкует «Магнитные поля» как некое «стирание», «пустоту»: «Молчание, полученное от жизни, и то, что мы получали когда-то от любви. Никто не слушает, никто больше не слышит. Рвение, скорость — улыбающаяся, кровавая, ничего не ведающая. Все мило расширяется перед секундами, перед огромным циферблатом для глухих. Но это время слепцов».
Подобное отношение к пишущему субъекту окажется в центре внимания Ролана Барта, для которого сюрреализм — один из существенных аргументов для обоснования идеи «десакрализации образа Автора» или «смерти автора».
Особая пассивность автора делает его самого «наблюдателем» по отношению к собственному творению. На это обращал внимание художник Макс Эрнст: «В качестве зрителя он (автор) присутствует, безразличный или увлеченый при рождении произведения и наблюдает за фазами его развития«. Автор играет как бы двойную роль: он одновременно создатель и получатель произведения. Что ведет к определенному герметизму сюрреалитического творчества и даже к отказу «эпатировать» «миленьких буржуа». Ибо, как считает Бретон, европейская цивилизация находится в тупике: «Куда бы я ни повернулся, я вижу в функционировании этого мира одно и то же холодное и враждебное неразумие, один и тот же внешний церемониал, под которым тут же различаешь, как знак переживает означаемую вещь». А как заставить его «значить»? Его необходимо эстетизировать. Здесь Бретон предлагает своего рода вариант «автоматической» красоты — знак должен обладать «конвульсивной», «магически-случайной» красотой. И это порождает эстетический эффект, о котором говорил американский исследователь Дени Оллье, «... удовольствие происходит от некоммуникабельности самой по себе; именно то, что не может стать предметом обмена и порождает наслаждение, которым и определяется ценность восприятия данного произведения».

 

Последнее обновление 12.08.14 08:58
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика