в романах Арагона или Сартра
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
15.11.13 17:42

Арагона или Сартра

 

Особо осторожно следует обращаться с термином «психологизм» при рассмотрении опыта «нового латиноамериканского романа». Прежде всего, иным предстает в этих произведениях, так сказать, «первый уровень» понятия «психологизм»: писателей XX в., чьи имена связаны с «бумом» латиноамериканского романа, в меньшей степени коснулся переход от позитивистского образа мира к его иррациональному восприятию. Мир, их окружающий, сразу предстал им как пространство, где происходят «явления из ряда вон выходящие, небывалые, поразительные — чудо». Невозможность рациональных объяснений предполагалась как данность, которая вовсе не пугала, не вела к «смятению языка», напротив, непознаваемая «чудесная реальность» воспринималась как праздник, источник радости и противоречивой гармонии, как основа духовного и культурного богатства, причем, всеобщего, коллективного, вселенского.
Таким образом, соотношение между категорией потока сознания и категорией психологизма весьма непростое; вовсе не всегда можно признать, что использование формы потока сознания углубляет характеристику индивидуального сознания; в ряде случаев, она скорее тяготеет к деиндивидуализации, к включению координат коллективного бессознательного.
Уроки Пруста, Джойса, Вирджинии Вулф, Фолкнера, Селина понадобились всем, хотя намеченные ими ориентиры лишь в редких случаях были восприняты в целостности. И все-таки к новаторским постджойсовским, пост-прустовским страницам прозы XX века следует отнести и тщательный анализ пред-вербальных (а потому анонимных) тропизмов Натали Саррот, и персонализацию сознания в романах М.Делибеса, и монологи-исповеди, поднимающие на поверхность глубокие слои пра-памяти в латиноамериканском романе, и сложную конструкцию не собственно прямой речи в романах Арагона или Сартра.

 

Последнее обновление 12.08.14 08:49
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика