Антиутопия
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
25.01.14 12:05

Напряженное и конфликтное сосуществование утопии и романа не является единственной открытой литературе формой рефлексии на тему неоднозначности идеализма и утопизма. Особую популярность в XX в. приобретает антиутопия, которую некоторые критики выделяют в отдельный жанр. Отталкиваясь от утопии и противопоставляя себя ей, антиутопия отказывается от некоторых ее формальных характеристик, и приобретает ряд признаков, утопии не свойственных. Демонстрируя иллюзорность и вредность утопии, на уровне формальном антиутопия оперирует фрагментарностью, подчеркнутой односторонностью идей, структурообразующими характерами и разворачивающимся во времени и подразумевающим развитие повествованием. Причем идея движения, изменения, временного измерения человеческого существования дополнительно подчеркивается устойчивой антиутопической условностью — отнесением времени действия к будущему. Перечисленные характеристики говорят о тяготении антиутопии к романным формам, что, учитывая ее дидактико-профетический, обобщающе-умозрительный характер, не делает ее менее противоречивой и проблематичной по сути, чем литературная утопия. С точки зрения содержательного наполнения, это не недостаток, а необходимое условие, позволяющее антиутопии выполнить свои функции.

Одной из самых знаменитых антиутопии XX в. стал «1984» (1948) Дж.Оруэлла. Интересен набор мотивов, концептуируемых как утопические и, соответственно, подвергающихся в «1984» критике, опровержению и травестированию. Это, в первую очередь, идеал всеобщего равенства и порядка. Иллюзорность равенства вскрывается через буквализацию наиболее устойчиво связанной с ним и понимаемой, главным образом, метафорически идеи братства. Парадигма семейных отношений, даже на уровне братьев, то есть в рамках одного поколения, принципиально исключает равенство: один из братьев всегда будет «старшим». Этот пример вскрывает основной прием «разоблачения» утопии: снимая ценностную, эмоциональную окраску утопи¬ческой идеи, антиутопия не только лишает ее обаяния, но и выявляет ее относительность. Что касается порядка, то Оруэлл абсолютизирует воспринимаемое утопией как необходимое и имеющее положительные стороны подчинение разума и воли отдельного индивида государственным установкам, вытекающим не из всеобщего блага, а из интересов — категории крайне релятивной. Фактически происходит полное перевертывание утопической модели: абсолютное оказывается относительным и наоборот. При этом Оруэлл демонстрирует, как претензии в реальности ограниченного утопического идеала на абсолютную истинность приводят к тотализации относительной модели, с необходимостью влекущей за собой насилие.

 

Последнее обновление 13.08.14 11:35
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика