Антиевропейский подтекст книги
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
16.04.13 14:48

Все это далеко не ново, а местами может показаться даже шаблонным, если не увидеть полемического антиевропейского подтекста книги. Мегалополис, где проживает музыкант, выступает как воплощение цивилизации западного образца, а путешествие геро направлено в глубь пространства и времени, к культурным корням, истокам. Эволюция героя состоит не в абстрактном космополитическом обретении своей личностной подлинности (как у героев Лоуренса), а прежде всего в обретении своей культурной подлинности. На это, помимо прочего, указывает и постоянный мотив обретения собственного родного языка. Образ Росарио выстраивается не столько в виде абстрактной модели «естественного человека», сколько в качестве культурной эмблемы латиноамериканской подлинности. Карпентьер сознательно использовал традиционные примитивистские мотивы в полемических целях, показывая, что умозрительные искусственные европейские мифологемы в Латинской Америке обретают полнокровную реальность и в качестве таковых становятся выражением латино-американской самобытности.
В литературе XX в. новые и очень специфические акценты обозначаются также в примитивистском восприятии природы. В предшествующей традиции природа обычно фигурировала как достаточно условный живописно-декоративный фон, как умозрительная норма, гармоничная среда обитания «естественного» человека (например, «Атала» Шатобриана).

В XX в. природа воспринимается как праоснова, первоматерия жизни, обладающая собственным энергетическим полем и способная небезуспешно сопротивляться агрессии цивилизации. На первый план выходит мотив мистического силового воздействия природы на человека, а мягкий и ненавязчивый lex naturae нередко превращается в dura lex.

 

 

 

 


 

 

 

 

Последнее обновление 11.08.14 10:25
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика