Д.Алонсо и М.Менендеса Пелайо
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
24.02.14 10:34

 

Показательна критическая интерпретация современного «гонгоризма» у Д.Алонсо, усматривавшего в творчестве Малларме не возобновление, но отрицание Гонгоры. Связывая новое открытие Гонгоры с главенством антиреалистических тенденций в литературе, Д.Алонсо считал, что в основе «антиреализма» испанского поэта лежит «традиционная, сложившаяся, предшествующая ему образная система», а изощренный метафоризм Гонгоры есть новое и неожиданное проявление устойчивой системы. В свою очередь «антиреализм» и метафоричность Малларме — это проявление неустойчивого и неожиданного. По сути эти поэты не различны, но противоположны, их творчество принадлежит к различным культурным эпохам, которые в принципе невозможно сравнивать — нормативной и анормативной. Однако противоположность поэтов в отношении друг друга оборачивается парадоксальным схождением в отношении предшествующих художественных моделей: по Алонсо, Гонгора являет собой «предельное развитие» (ultima evolucion) классического, а Малларме— романтического.
Осознается и тот специфический эмоциональный контекст, в котором начинал функционировать новый «термин», начинается переоценка начального этапа изучения барокко. Так, Д.Алонсо, критикуя М.Менендеса Пелайо за неприятие Гонгоры, считает, что в работах этого исследователя вообще не представлен анализ поэтики Гонгоры как таковой, но происходит ее последовательная негативистская модернизация, вызванная поначалу скрытым, а затем явным сближением с «декадентской» поэзией (своего рода «классицистическое» неприятие Менендесом Пелайо творчества Гонгоры, выраженное в первой редакции «Эстетических идей» (1884), дополняется в переиздании 1894 г. проведением критических параллелей с французским декадансом). В свою очередь, с точки зрения А.Хаузера, критика барокко от Буркхардта до Кроче столь же «классицистична», синонимична академическим предрассудкам против современного искусства, а положительную интерпретацию барокко, «реализованную Вельфлином и Риглем, невозможно себе представить без приятия импрессионизма. Вельфлинова характеристика барочности является, по сути, не чем иным, как приложением концептов импрессионизма к искусству XVII в.».

 

Последнее обновление 13.08.14 11:36
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика