Имена Веласкеса, Каль-дерона, Гонгоры и Марино
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
24.02.14 10:28

 

Впрочем, литературное сознание последней четверти XIX в. не было ориентировано на восприятие барокко как некоей художественней системы, а интерес к отдельным представителям литературы и искусства XVII в. не являлся главенствующим: имена Веласкеса, Каль-дерона, Гонгоры и Марино соседствуют (в творчестве Ш.Бодлера, П.Верлена, Р. Дарио, Г.Д'Аннунцио) с многими другими21. Этот интерес был сугубо субъективным, был изначально направлен не на создание отстраненной картины «иного», на объективированное усвоение чужих образов, но исходил из внутриличностного переживания их иллюзорного сходства с собственными. Для Верлена, а позднее и для Рубена Дарио Гонгора был одним из характерных примеров «необычайного», одним из непризнанных «проклятых поэтов», чьи «трудные и экстравагантные» творения не могли соотносится ни с каким традиционным идеалом прекрасного. И для литературной критики того времени общая «барочность» остается скорее фоном, чем непосредственным предметом анализа. Как отрицательно-критическое, так и положительное (в зависимости от личной ориентации исследователя) сравнение-отождествление литературы рубежа веков с литературой XVII в. базируется в основном на принципе сближения «персоналий». Таково сравнение поэтики Гонгоры с поэтикой символизма, в 1910- 1920 гг. преимущественно с творчеством Малларме23, соположение творчества Д'Аннунцио с поэтикой Марино.
Но в это время уже начинается новый этап превращений барокко, воспринимающегося в качестве исторической целостности. Все более детальное осмысление специфики барокко было связано в первую очередь с конкретизацией его места в системе нормативной поэтики, в рамках которой барокко в целом и творчество отдельных его представителей исследуется уже в конце 1910-х гг. Постепенно осознаваемая нормативность барокко естественно отделяет его от «ненормативной» современной литературы, рассматриваемой как система внешне схожая, но субстанционально противоположная барокко, что в свою очередь приводит к критике недавних отождествлений барочных и современных авторов.

 

Последнее обновление 13.08.14 11:36
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика