Степь в поэтическом зеркале
<
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 
07.02.12 12:20

Степь в поэтическом зеркале.

Поэзия Абая — это громадный шаг казахской литературы к реалистическому изображению жизни. В поэзии Абая нашли отражение разнообразные картины народной жизни, бескрайние просторы степей, жизнь и быт казахского аула, летние кочевья, подготовка к зиме, соколиная охота. Здесь и внутренний мир людей разных поколений, разные характеры. Абай любил свой народ, ему было дорого все, чем он жил, к чему стремился.
В пору своего творческого расцвета Абай создает ряд лирических произведений огромной социальной и художественной значимости, свидетельствующих об углублении и развитии реализма в его творчестве. В них казахская степь предстает перед читателями в своем величии и в самом ее разнообразном виде, в светлых и мрачных тонах. Примерами могут служить стихи о временах года: «Весна», «Лето», «Осень», «Ноябрь — преддверие зимы...», «Зима», которые являются непревзойденными образцами не только пейзажной лирики, но и страстной гражданской, подлинно реалистической поэзии.
Абая увлекает не только степная природа. В этой степи живет его народ. Вот почему стихи о природе — это в то же время стихи о народной жизни, полной противоречий и контрастов.
Безмятежно и радостно звучит начало стихотворения «Лето»:
Лето — солнечная пора!
В тучных, шелковых травах степь.
От душистых цветов пестра.
К полноводной реке аул
На кочевье пришел с утра.
Слышно ржанье коней в траве.
Как в лесу, их найдешь не вдруг;
Тяжко дышащих кобылиц
воду с гиком загнал пастух;
Бьют хвостами они себя.
Отгоняют докучных мух;
К матерям жеребята льнут
Или скачут, резвясь, вокруг;
Стаи уток и лебедей Осеняют крыльями луг...
Но радость поэта омрачается мыслью о тяжелой жизни бедняков.
В стихотворении «Осень» пейзаж также неотделим от социальных опенок. Сурова осень в степи: «Тучи серые, хмурые, дождь недалек. Осень. Голую землю туман заволок». Оголенные деревья стоят, как нищие старцы. Но еще более мрачен вид дырявых юрт бедняков.
Дуют ветры, становится все холодней, Стужа мучает и стариков, и детей.
В стихотворении «Ноябрь — преддверие зимы» рисуется тяжкая доля бедноты. Уже поздняя осень, над степью «воют» холодные ветры, бушуют снежные бураны. Но бай не спешит на зимовку, «чтоб окрестные луга до снега не топтать». Ему нет дела до того, что беззащитные семьи мерзнут, голодают.
И для ребенка нет костра, и в юрту натекло. И улетучилось давно последнее тепло; А старикам — совсем беда, ложись и помирай: И пиши нет, и солнца нет. и ветер воет зло.
«Печальна горестная жизнь голодных бедняков!»— с болью говорит поэт.
Цикл стихотворений Абая о временах года и о жизни людей в степи как бы завершается описанием зимы. Известно, что в поэтических традициях многих народов, особенно в русской поэзии, зима и мороз олицетворяются в образе Деда Мороза. Творчески воспринимая этот художественный прием, Абай рисует зиму в образе шагающего по степи старого свата, белого деда. Но абаевский белый дед не похож на традиционного добродушного Деда Мороза. Уподобление его старому свату придает Морозу суровость и жестокость. «Старый или давний сват — самый неудобный из всех сватов,— писал М. Ауэзов.— Злоупотребляя своим положением давнего родства, он изводит родителей жениха. Уже получив сполна полагающийся калым, тянет с выдачей дочери, вымогая все новые вознаграждения.»
Поэтому суровая зима с ее жестокими степными морозами легко вписалась в привычные для казахов представления о старом свате.
В белой шубе, плечист, весь от снега седой. Слеп и нем. с серебристой большой бородой, Враг всему, что живет, с омраченным челом, Он, скрипучий, шагает зимой снеговой. Старый сват, белый дед, натворил много бед. От дыханья его — стужа, снег и буран. Тучу шапкой надвинув на брови себе. Он шагает, кряхтя, разукрашен, румян. Брови грозно нависли — нахмуренный вид: Головою тряхнет — скучный снег повалит. Злится он, словно бешеный старый верблюд, И тогда шестистворная юрта дрожит.
Цикл стихов Абая о временах года принадлежит к числу наиболее проникновенных созданий абаевской поэзии. Впервые в истории казахской литературы степь предстала во всем ее разнообразии, впервые картины природы стали отражением сложной, полной глубоких социальных противоречий жизни казахского народа.

Читайте также:

Абай против зла и насилия

Абай Кунанбаев биография

Казахская поэзия 15-17 веков

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика