Проза Абая
<
Оценка пользователей: / 6
ПлохоОтлично 
07.02.12 12:56

В последние десятилетия жизни Абай обращается к прозе. Он создает «Слова назидания». Всего их сорок пять. Это своеобразные лирико-публицистические, социально-философские, общественно-политические, морально-этические этюды о многочисленных явлениях действительности, жизни людей, общества, природы. «Слова назидания» раскрывают взгляды мыслителя на наиболее актуальные проблемы.
Разнообразная по тематике проза Абая имеет много параллелей с его поэзией. Как и стихи, «Слова» Абая содержат критику феодально-патриархального общества, мысли о судьбе народа, о достоинствах человека, о роли труда и разума в формировании личности, о значении образования и культуры для развития общества. Так, в «Первом слове» Абай как бы подытоживает свою прошлую жизнь, прошедшую в борьбе с пережитками общества. «Спорил я, боролся, судился, имея одни хлопоты, и в них обессилел, устал»,— с горечью пишет он. Убедившись, что он бессилен что-либо изменить своим участием в существующих феодально-административных порядках, Абай решил воздействовать на общество словом: «Наконец, решил: возьму в спутники бумагу и чернила и стану записывать все свои мысли. Может быть, кому-то придется по душе какое-нибудь мое слово...»
«Второе слово» — об уважении к другим народам. «Третье слово» содержит раздумья поэта о путях улучшения административного управления в степи. В «Четвертом», «Пятом», «Семнадцатом» «Словах назидания» Абай подробно говорит о стоящей перед человеком необходимости воспитывать в себе благородные качества. «Воля, сердце и разум спорили, кто из них важнее. Они пришли к знанию, чтобы оно решило этот спор,— так начинается «Семнадцатое слово». В нем высказывается мысль о том, что гармоническое единство разума, чувства и воли формирует личность.

В «Словах назидания» Абая раскрывается и философская тема. Он пишет о необходимости углубленного познания явлений, тайн природы и общества, окружающего мира. «Назначение человека,— пишет Абай,— познавать жизнь, то, что неизвестно ему.» О вдумчивом чтении Абаем сочинений античных философов, историков говорит, например, «Двадцать седьмое слово», где в форме диалога древнегреческого философа Сократа и его ученика Аристотеля развивается мысль о сознательном, разумном отношении человека к жизни.
Ряд «Слов назидания» представляет собой наставление мудреца, познавшего законы жизни. Много и страстно пишет мыслитель о труде, науке, знании, культуре, о родном и русском языках. О чем бы ни писал, о чем бы ни размышлял Абай в «Словах назидания», мы видим образ гражданина-мыслителя, просветителя, который горячо любил свой народ и был глубоко встревожен его судьбой. Глубокая печаль, скорбь поэта, вызванная бесправием и тиранией, невежеством народа, соединились у Абая с любовью к народу, родной стране.
Хотя Абай не смог указать, как, каким путем народ может взять в руки свою судьбу, но он верил в его будущее, в благодетельные, грядущие перемены. «Кто не испытывал зла?— писал Абай.— Теряет надежду лишь безвольный. Ведь истина, что в мире нет ничего постоянного, значит, и зло не вечно. Разве после суровой, многоснежной зимы не приходит весна — цветущая, многоводная, прекрасная?» Одно из «Слов» он заканчивает мыслью: «И думаю, что, может быть, и хорошо жить так, устремляя взор надежды на будущее».

Читайте также:

Абай — переводчик произведений русских классиков

Поэмы Абая

Восьмистишия

 

Последнее обновление 07.02.12 12:59
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика