Ыбрай Алтынсарин
<
Оценка пользователей: / 81
ПлохоОтлично 
06.02.12 17:44

Ыбрай Алтынсарин вошел в историю Казахстана как выдающийся просветитель, педагог, поэт, общественный деятель.

Ыбрай Алтынсарин родился 20 октября 1841 года в Аркарагайской волости (ныне Затобольский район) Костанайской области в зажиточной семье. Рано потеряв отца, он воспитывался у деда — бия Балгожи Жан-буршина, служившего в то время войсковым старшиной в Оренбургской пограничной комиссии.
В 1850 году, когда в Оренбурге, административном центре Тургайской области, открылась одна из первых школ для казахских детей, целью которой была подготовка грамотных людей для царской администрации, дед определил Ыбрая в ученики. О периоде учебы его в школе сохранился один из архивных документов, где говорится о том, что он отличался настойчивостью и самостоятельностью.
В 1857 году Ыбрай Алтынсарин успешно окончил ШКОЛу был оставлен при Оренбургской пограничной комиссии, где около трех лет работал писарем^Здесь он продолжал повышать уровень своих знаний, внимательно читал и изучал родную историю, литературу, научные труды и художественные произведения восточной, русской и западно-европейской культуры.
Ы. Алтынсарин, охваченный высоким стремлением принести как можно больше пользы родному народу, мечтал заниматься педагогической работой, в которой видел свое призвание. После долгих хлопот и трудностей ему удалось в 1860 году покинуть Оренбург и перевестись в г. Тургай. но и здесь местные царские власти долго не давали возможности Ыбраю Алтынса-рину посвятить себя любимому учительскому делу, определяя его то помощником судьи, то судьей, помощником начальника, и. о. начальника уезда. Только в 1865 году удалось, наконец, перейти на педагогическую работу. В дальнейшем, почти 20 лет, он занимал руководящие должности в системе народного просвещения.
На посту инспектора по народному образованию в Тургайском уезде он проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем-просветителем и крупным общественным деятелем. «Школы — это главные пружины образования киргизов, казахов,— писал Ыбрай Алтынсарин,— ... на них, и в особенности на них надежда, в них же и будущность киргизского (казахского — ред.) народа». Поборник просветительства, Ы. Алтынсарин считал святым долгом образованного человека нести знания детям. «Учебу казахской молодежи в классических гимназиях, сельскохозяйственных академиях, служение их своему народу, умение показать наделе новшества я считаю высшим идеалом»,— писал он.
Начав свою просветительско-педагогическую деятельность, Ы. Алтынсарин часто выезжает в аулы, разъясняет местному населению значение и цели, пользу светского образова¬ния, организует сбор средств для строительства школ. При нем открылись русско-казахские школы в Тургае, Илецкой защите, Иргизе, Актюбинске. Он добивается открытия первой женской школы.
~~ «На нашу долю,— писал он,— теперь выпало самое тяжелое, ответственное время, когда все надо еще создавать, вводить эти нововведения в темную среду и освещать все, насколько хватит у нас сил и уменья... Вот и таскаюсь я по степям, выпрашивая деньги у обществ и разных общественных уездных и областных волостей.» По его инициативе было открыто 7 начальных школ, 4 двухклассных училища для детей-казахов, в том числе первые школы для казашек с преподаваним в них предметов на родном и русском языках. В 1883 году в Орске была открыта казахская учительская семинария.
Ы. Алтынсарин не только создавал светские народные школы, но и научно разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия.
Всю свою жизнь Алтынсарин посвятил просвещению родного народа. «Народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования»,— писал он.
Алтынсарин был убежденным сторонником содружества русского и казахского народов. Он пропагандировал демократическую русскую литературу, использовал опыт русских педагогов-писателей К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого.
В своей просветительской деятельности, в борьбе за пробуждение сознания своего народа, Ы. Алтынсарин придавал огромное значение художественной литературе, видя в ней могучее средство воспитания знающего, трудолюбивого, нравственно стойкого, полезного обществу человека. Создав первые учебники для казахских детей, он написал ряд стихов и рассказов, перевел много произведений из русской литературы.
«Киргизская хрестоматия». Ы. Алтынсарин руководствовался демократическими и гуманистическими принципами при работе над первыми учебниками, которые назывались «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизская хрестоматия» (1879).
В этих книгах использовался новый казахский алфавит, созданный на основе русской графики. Во вступительной статье к «Киргизской хрестоматии» Алтынсарин писал: «... Книг общеобразовательного содержения почти не имеется ни на одном из азиатских языков, мы вынуждены искать подобные руководства на ближайшем русском языке. Вследствие чего мы сочли за более удобное напечатать настоящую хрестоматию русскими буквами, чтобы она прямо соответствовала своей цели, т. е. служила непосредственным путеводителем к более ученым и общеполезным книгам, не противореча последним ни своим содержанием, ни алфавитом».
«Киргизская хрестоматия», которая должна была дать, как указывалось в предисловии, «действительные познания и полезные сведения», состоит из следующих четырех разделов: 1. Стихотворения, детские рассказы и сказки, образцы писем учащихся к родным. 2. Рассказы для взрослых. 3. Образцы из устного творчества. 4. Пословицы и поговорки.
В «Киргизской хрестоматии» содержалось множество сведений о развитии науки, о жизни и быте разных народов. На простых и ярких примерах Алтынсарин показывал, что хорошо в жизни и что плохо. Воспитать всесторонне развитого, полезного обществу человека — вот задача, которую ставил перед собой Ы. Алтынсарин. По «Киргизской хрестоматии» Алтынсарина учились почти все, кто получил образование до революции. Сочиненные Алтынсариным стихи и рассказы положили начало развитию казахской детской литературы, способствовали укреплению реализма в казахской литературе.
Стихи. В своем поэтическом творчестве Ы. Алтынсарин прежде всего пропагандировал значение народного образования, обращался к молодежи с призывом приобретать знания. Необходимость образования во времена Алтынсарина нужно было доказывать. Трудно было не только открыть школу, но и набрать учеников. Алтынсарин пишет стихи, обращенные к детям, в которых он призывает их учиться. Самое известное из них — «Давайте, дети, учиться!» В нем говорится о пользе науки, знаний в жизни человека.

Учение даст вам счастье. Оно озарит, как свет. Каждое ваше желание. Яркий оставит след.
... Стада — богатство степное — Сметает суровый джут. Богатство ученых иное — Растущее, вечно живое Вьюги не заметут.

Веками кочевник считал, что все его богатство — скот. Но гораздо прочнее другое, истинное богатство — знания. В этом и стремится Алтынсарин убедить молодежь. Только знания могут сделать человека всемогущим, счастливым:

Учение схоже с алмазом. Сила его растет. К грамотному человеку Булат на поклон идет...
Грамотный жизнь познает Во всей ее красоте. Грамотный дотянуться Сможет к своей мечте!

В стихотворении «Строит дивные дворцы...» поэт также внушает читателям мысль о необходимости борьбы за знания, которые вывели бы казахов в ряды цивилизованных народов:

Строит дивные дворцы Умный, знающий народ, Сильный знанием своим. Он уверенно живет. Не успеешь и моргнуть — Весть пришла из дальних стран.
Сколько месяцев сюда Шел бы тихий караван. Люди спорят с быстротой Птиц, паряших в небесах. А друзья — огонь, вода — Совершают чудеса.

Наряду со стихами на обшественно-просветительские темы, в поэтическом творчестве Алтынсарина есть такие произведения, где раскрывается социальное неравенство в ауле, обличается скупость и жестокость баев.
Гнет несчастный народ свои спины в поклоне, Над народом — всесильные ханы на троне. Бедняков обирают по-зверски, бесчестно. А богатых одаривают повсеместно.
Алтынсарин-поэт мастерски рисовал и картины родной природы. Наверное, нет ни одного настоящего поэта, который не восхищался бы своеобразными законами гармонии, красками и звуками природы. «Симпатия к природе есть первый момент духа, начинающего развиваться. Каждый человек начинает с того, что непосредственно поражает его ум формою, краскою, звуками...»,— писал В. Г. Белинский.
Алтынсарину-поэту бесконечно близка степная природа. Особенно его волнует степь весной. В стихотворении «Весна» картины природы неотделимы от картин народной жизни. Панорама ожившей степи с «благодатью земной», с «далью голубой», когда в «росном тепле испарений бескрайний простор уже покрывается свежей душистой травой», дополняется задушевным описанием радостной встречи вечно живущего с весной.
Куланы, сайгаки — в просторах весенней земли. Заскачут, довольные тем, что опять расцвели Высокие травы. И на воду чистых озер Опустятся с криками лебеди и журавли. А в час, когда солнце слепит человеческий взор. Манящий мираж задрожит в лучезарной дали.
Весна приносит радость людям. Зоркий глаз Алтынсарина замечает и резвящихся малых детей «на бархате трав молодых», и снарядившийся в путь караван, и женщин «с веселыми шутками», и расставание влюбленных на заре.
Вместе с тем, Алтынсарин — не просто тонкий наблюдатель природы, умеющий давать красочные зарисовки. Это поэт-философ, задумывающийся над смыслом жизни, вечным ее обновлением. Природа в глазах поэта — великий целитель, она вносит в жизнь умиротворенность. Алтынсарин с восторгом воспринимает жизнь, верит в то, что она разумна и прекрасна. Это можно почувствовать не только в стихотворении «Весна», но в и другом его знаменитом стихотворении «Река». С одной стороны, это конкретный образ реки, по берегам которой растут сочные травы и пасутся стада, а в светлых струях резвятся косяки рыб, с другой, — это символ вечно текущей жизни:
Сотни стад не сумеют реки замутить, И ничем невозможно ей путь преградить!
Художественная конкретность пейзажа, проникновенное описание природы, воздействие ее на чувства человека, с его думами, жизнью и заботами свидетельствуют о реалистической манере изображения автором действительности.
Рассказы. Кроме стихотворений. Ы. Алтынсарин писал рассказы, в которых также выражены демократические, гуманистические, просветительские идеи автора. В них в социальном аспекте рисуются картины быта и нравов казахской жизни в 60—70-х годах XIX века.
В рассказах «Сын бая и сын бедняка», «Кипчак Сейткул», «Юрта и деревянный дом», «Невежество», «Вред лжи» и других ставятся важные проблемы общественной жизни: социальное неравенство, преимущество оседлого образа жизни, вред невежества, польза знаний и науки.
В рассказе «Сын бая и сын бедняка» повествуется о том, как два мальчика-ровесника, случайно оставшиеся на месте старого кочевья, разыскивали откочевавший аул. Рассказывая об их приключениях, Алтынсарин показывает характеры этих мальчиков, обусловленные их социальным положением, образом жизни, воспитанием, навыками и привычками. Асан, сын бая, узнав, что они заблудились, сразу же растерялся, его охватило отчаяние. Он беспомощен, у него нет самостоятельности, сообразительности, находчивости.
Иное дело — сын бедняка Усен. Он сразу сообразил, как поступить в этом случае. Он принимается искать на старом месте вещи, которые могут пригодиться в пути, и находит старый нож, иголку со сломанным ушком, горсть конских волос. По следам определяет направление, куда откочевал аул. В пути Усен умело применяет все найденные вещи: из конских волос плетет силок и ловит утку, сделав из иглы крючок, мастерит удочку и ловит рыбу, камнем высекает огонь. Так природная смекалка, ум и находчивость Усена, жизненные навыки, полученные от отца-бедняка, дают детям возможность живыми и невредимыми вернуться в свой аул.
Смысл рассказа — в противопоставлении двух характеров, двух социальных типов. Усен — сын бедняка, он трудолюбив, и этим определяются все его достоинства. Именно труд воспитывает настоящего человека, способного преодолеть любые жизненные препятствия, а праздность — корень пороков.
Рассказ «Сын бая и сын бедняка» преследует педагогические цели: он учит и наставляет. Алтынсарин стремится не к сложности, а к ясности и простоте характеров. Но эти характеры не абстрактны, они подсказаны реальной жизнью. Жизненная точность, легко напрашивающиеся дидактические выводы — все это сделало рассказ «Сын бая и сын бедняка»
популярным не только среди казахских школьников, но и среди русских читателей. Еще в 1890 году в журнале «Родник» рассказ был напечатан в русском переводе.
Важным для понимания мировоззрения, демократических и гуманистических взглядов Алтынсарина является и рассказ «Кипчак Сейткул», написанный в 70-х годах и опубликованный в «Киргизской хрестоматии». В 70-е годы, в пору расшатывания устоев патриархально-феодального уклада в степи, казахские бедняки начинают переходить к оседлости, заниматься земледелием. Алтынсарин поддерживает их. В рассказе «Кипчак Сейткул» труженик Сейткул глубоко ненавидит баев, ищет избавления от них. Он и его бедные сородичи поселяются в долине речки и занимаются земледелием. С теплотой описывает Алтынсарин совместный труд земледельцев, показывает, как укреплялось содружество бедняков, как оно все больше и больше притягивало к себе других: «... беднота из кочевого населения присоединялась к Сейткулу. По прошествии пяти-шести лет число хозяйств, руководимых им, дошло до четырехсот». Ус¬пехи Сейткула и его друзей Алтынсарин объясняет их исканиями, тем, что они приобщились к земледелию и торговле. Как и в рассказе «Сын бая и сын бедняка», Алтынсарин прославляет трудолюбие — человек труда нигде не пропадет, и счастье найдет его.
В рассказе «Кипчак Сейткул» Алтынсарин использует Свой излюбленный прием — антитезу. Труженику Сейткулу противо-поставлен его старший брат, стремившийся разбогатеть воровством и грабежом чужого скота. В конце концов он был убит. Автор подчеркивает мысль о том, что добро, добытое насилием и грабежом, не идет впрок.
Значение творчества Ыбрая Алтынсарина в истории казахской литературы огромно. Видный просветитель и педагог, поэт и переводчик, создатель первых образцов казахской реалистической прозы, Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру высоких культурных ценностей.

Читайте также:

Шокан Уалиханов (1835-1865)

Казахская литература второй половины 19 века

Казахская поэзия 15-17 веков

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика