Абай против зла и насилия
<
Оценка пользователей: / 8
ПлохоОтлично 
07.02.12 12:07

Против зла и насилия.

Отношение к окружающей действительности и внутренний мир поэта с наибольшей полнотой и непосредственностью выразились в его лирике. Поэзия Абая богата по содержанию: это стихотворения на социально-поли¬тические темы, стихи сатирические, философские раздумья, пейзажная лирика, стихи о любви, дружбе, поэзии, науке. Лири¬ка Абая знакомит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом.
Большое место в лирике Абая занимает социальная тематика. Поэт осуждает пороки современного ему казахского общества, раздираемого межродовой борьбой, распрями. Он обрушивается на алчность, беззаконие богачей и "властвующих чиновников. В стихотворении «О казахи мои, мой бедный народ!» поэт с болью в душе говорит о том, что в степи нет единства, порядка, везде разлад, «из-за денег и власти кипит вражда». Поэт обращается к народу: О казахи мои. мой бедный варод! жестким усом небритым открыл ты рот. Кровь на правой щеке, на левой — жир... где же правда? Твой разум не разберет.
Обважая социальные противоречия, поэт-реалист смело обшорыстолюбие и подлость правящей верхушки. От него жлатъ нечего, сила народа — в нем самом:
Всякий подлый, чванливый и мелкий сброд
Изуродовал душу твою, народ.
Не надеюсь на исправленье твое,
Коль судьбу свою в руки народ не берет.
В стихотворениях «Грязный в словах и делах», «Наконец, волостным я стал». «Вот и старость...», «Свершиться мечтам не дано» несколькими выразительными штрихами поэт рисует портреты врагов трудового народа: волостного управителя, лицемерных старшин и алчных баев, биев, степных воротил, что «стократно меняя личины, обирают народ».
Наибольшей социальной остротой среди стихотворений поэта о современной ему жизни отличается «Наконец, волостным я стал» («Кулембаю»). Стихотворение написано в 1889 году под свежим впечатлением от чрезвычайного съезда казахских родов Семипалатинской и Семиреченской областей, где были избраны волостные управители. Это стихотворение — беспощадная сатира на гнилую систему местного управления, на тогдашние социально-политические порядки. Эта сатира становится еще резче, острее благодаря тому, что стихотворение построено в форме монолога самого волостного.
К власти приходит тот, у кого есть деньги, кто не скупится на взятки, чтобы добыть голоса. А завоевав власть, можно беззастенчиво грабить других.
Наконец, волостным я стал, Все добро на взятки спустив: Без горбов верблюды мои. У коней не осталось грив,—
вот такими путями волостной одержал победу на выборах, где человеческие достоинства, деловые качества не в счет.
Волостной — человек, думающий только о собственной выгоде. Поэтому он готов юлить перед уездным начальством, ругая непокорный народ. С бедняками же волостной церемониться не привык:
Если сильные позовут — Оборачиваюсь на призыв. Если слабые говорят — Еле слушаю, вял. сонлив.
Чем больше входит в роль управитель, тем яснее раскрывается его мелкая душонка.
Вместе с тем волостной чувствует себя крайне неуверенно. Погоня за наживой, вечное пресмыкательство перед сильными сломили его, и он со страхом ждет возмездия. Он терзается мыслью о том, что «к справедливости будут взывать», «найдут ложь, неправду, начнут допрос». И тут уж недалеко до тюрьмы, он может «в дом с решеткой стальной попасть».
Абаю удалось создать яркое представление о волостном. Это типичный характер степного правителя второй половины XIX века. Поэт не случайно не называет имени волостного, ибо это собирательный образ.
Стихотворение «Наконец, волостным я стал» ценно не только разоблачением общественно-политических порядков в казахской степи и созданием сатирического образа волостного. В нем воплощена идея силы народной, вера поэта в народ. Поэт заканчивает свое стихотворение печальными для волостного размышлениями: «не сдержать мне народ в руках», «стал строптив народ». Справедливость восторжествует, возмездие неотвратимо.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика