Абай Кунанбаев биография
<
Оценка пользователей: / 162
ПлохоОтлично 
07.02.12 11:54

Абай Кунанбаев — выдающийся поэт, мыслитель, просветитель-демократ, родоначальник новой казахской реалистической литературы.

Время Абая — сложное и неспокойное. Вековые патриархаль-нофеодальные устои в степи стали расшатываться под натиском начавших проникать в аулы товарно-денежных отношений, усиливается феодальный и колониальный гнет; упразднение ханств и установление волостного правления усиливали борьбу за власть, вражду, принцип «разделяй и властвуй» был в разгаре. И все же местная и колониальная власти не смогли остановить развитие казахской прогрессивной общественной мысли и художественной литературы. Это время ознаменовалось становлением и дальнейшим развитием национальной реалистической литературы, основоположником которой явился Абай Кунанбаев.
Жизнь Абая. Абай (Ибрагим) Кунанбаев родился в Шынгыстауском (ныне Абайском) районе Семипалатинской (ныне — Восточно-Казахстанская) области 10 августа 1845 года. Отец его, Кунанбай Ускенбаев, был крупным феодалом, главой тобыктинского рода, старшим султаном одного из уездов.
Две замечательные женщины — бабушка Зере и мать Улжан —воспитывали Ибрагима. Он рос пытливым, внимательным, впечатлительным, за что мать дала ему другое имя — Абай (что значит внимательный, проницательный).
Начальное образование Абай получил в родном ауле, затем девятилетним был отдан в медресе — мусульманскую духовную школу в г. Семипалатинске. Религиозное схоластическое обучение не могло удовлетворить его, и он самовольно переходит в семипалатинскую русскую приходскую школу. Подобный поступок был своеобразным проявлением поисков самостоятельного пути и начавшего формироваться личного достоинства юного Абая. К сожалению, сведений об этой школе и поре ученичества в ней Абая не осталось.
По воле отца ему пришлось прекратить учебу. Кунанбай решил постепенно научить Абая умению вести дела, разбирать родовые тяжбы, всевозможные споры, жалобы в аулах, чтобы сделать из него влиятельного правителя-бия.
Постоянное присутствие Абая при разборе тяжб, где нередко на словесных турнирах приходилось слышать отточенную речь отдельных талантливых биев-ораторов, частые разъезды по аулам в качестве посланника отца были небесполезны для будущего поэта. Перед Абаем открылся сложный мир, жизнь разных слоев общества, беззаконие и несправедливость. Уже в 15 лет Абай, вступая в споры, участвуя в разборе сложных дел, демонстрировал свои знания и беспристрастие. Современники Абая отмечали, что «видные люди соседних родов стали слушать его, люди того времени говорили о нем, что он непременно станет знаменитым бием».
При самостоятельном разборе спорных дел Абай показал себя поборником правды, справедливости. Выявляя действительных виновников беззакония и преступлений, он требовал их наказания. Такое поведение Абая, его беспристрастие вызывали недовольство казахских феодалов,что привело к идейному разрыву Абая с классом казахских феодалов. Он больше не хотел мириться с беззаконием, с жестокими традициями патриархальщины и стал искать пути развития своего народа, выхода его из состояния экономического застоя. Средством общественного развития Абай считал распространение просвещения, знаний, культуры.
Абай создает стихотворения, глубоко волнующие его мыслящих современников. Одновременно он усиленно занимается изучением русской культуры, часто посещает публичную библиотеку в Семипалатинске, дружит с представителями русской интеллигенции, недовольными царским самодержавием. В Семипалатинске он знакомится с политическими ссыльными Е. П. Михаэлисом, С. С. Гроссом, Н. И. Долгополовым. Это были настоящие просветители, изучавшие местный край. Они открывали библиотеки, читальни, распространяли знания среди населения. Дружба и совместная работа с передовыми русскими интеллигентами, постоянные занятия русской литературой имели важное значение в формировании и развитии просветительских и демократических идей Абая.
Абай не только создает замечательные произведения, отражающие жизнь казахского народа, но и занимается переводом на родной язык произведений классиков русской литературы.
Произведения и переводы Абая быстро распространялись в народе в рукописной и устной форме. Необыкновенный поэтический талант, ясный ум, гуманность, справедливость и любовь к народу — все эти замечательные качества Абая сделали его необычайно популярным человеком. К нему обращались за помощью, за советами люди, притесненные феодалами, чиновниками, люди, не находившие нигде справедливости, к нему шла мыслящая, восприимчивая молодежь, чтобы получить от него знания и поучиться поэтическому мастерству.
Такая популярность Абая не нравилась противникам нового, русским чиновникам-колонизаторам, муллам, ненавидящим Абая за его демократические убеждения и просветительскую деятельность. На него сочиняли доносы, называли «смутьяном среди народа», «неугомонным нарушителем обычаев, прав и установлений отцов и дедов». Дело кончилось тем, что, учинив обыск в ауле Абая, полиция запретила ему встречаться с русскими политическими ссыльными, над ним был установлен тайный надзор.
Все это причиняло Абаю душевную боль. К тому же на каждом шагу он сталкивался с отвратительными пороками действительности, социальным и нравственным угнетением.
Абая преследовали и личные несчастья. В 1896 году умер его талантливый, образованный сын Абдрахман, который учился в Петербурге и на которого Абай возлагал большие надежды. Смерть сына значительно подорвала здоровье поэта.
Затем на него обрушился еше один удар судьбы — смерть другого сына, талантливого поэта — Магауи. Этого Абай пережить не смог. Через 40 дней после смерти сына скончался и великий поэт.

Смотрите также :

Ыбрай Алтынсарин

Шокан Уалиханов (1835-1865)

Казахская литература второй половины 19 века

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика