Свойство слуховой памяти
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
11.12.12 10:26

Свойство слуховой памяти


Мне не отнять хлеб у стиховеда. Но поразмышлять о судьбах своего ремесла поэту необходимо. Без этого я не представляю нашу работу. Путь каждой национальной литературы причудлив, изобилует неожиданными поворотами и отступлениями, не подчиняющимися логике. Вывести среднюю арифметическую схему, удовлетворившую бы всех, - невозможно. История культуры не терпит упрощений, но историографии они необходимы - виднее просчеты.
Стих родился в эпоху бесписьменного творчества и приобрел канонические формы благодаря Слушателю. Четко сконструированная, озвученная повторами речь легко запоминалась и исполнялась. Мелодическое звучание проще усваивалось. Это свойство слуховой памяти не изменилось с тысячелетиями.
Великими становились стихи, которые запоминались. Рядовой киргизский сказитель-манасчи держит в памяти десятки тысяч строк «Манаса». Выдающийся - сотни тысяч. И этот цикл поэм сохраняется неизменным на протяжении веков, в исполне
нии разных сказителей. И размер, и рифма играют чисто техническую роль. В эпосах ритмический рисунок примитивен и постоянен. Ему не придается самостоятельного значения. Описание кочевья, боя, похорон и любовного обладания передается одинаковым десятисложником (или одиннадцати- сложником). Ни о какой звукописи (т. е. творческом музыкальном контексте, или фонетической метафоре) как о принципе не может быть и речи.

 

Мне нравится смотреть рецензии на сайте http://kinoed.me. На сайте собрано все лучшее кино.


Рождение письменности привело к рождению новых жанров художественной речи. Функцию запоминания приняла на себя бумага или другие письменные материалы. Эпос постепенно лишался ставших необязательными канонических рамок устного стиха. Но еще долго древняя проза не сможет забыть своего происхождения. Оно ощущается в музыкальности композиции произведения, в попытке сохранить метричность и, конечно, в стилистике. Переходная проза строится по законам устного эпоса, хотя уже лишалась главного внешнего показателя стиха - монотонности. Проза этого периода, на мой взгляд, обладает признаками свободного стиха.
Чувство формы - явление развитой письменной литературы. В высшей степени им обладали Пушкин, Блок, Маяковский. Среди нынешних русских поэтов, на мой взгляд, наиболее ярко продолжает и развивает традицию письменного стиха Андрей Вознесенский. «Аэропорт - реторта неона» - формула, не имеющая вне контекста ни размера, ни рифмы, но несомненно стихотворная. Максимум художественной информации при минимуме лексических средств. Органический синтез зрительного и музыкального образов. Труднее обстоит дело в младописьменных литературах, в частности в казахской поэзии. Что мешает появлению казахского
письменного стиха? Среди многих причин, как ни странно, и существующая теория тюркского стихосложения.

 

 

 


 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика