Сплавное серебро
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
19.12.12 19:40

Сплавное серебро


С тех пор я часто бывал в аулах. И когда мне удавалось - покупал редкие экспонаты. Я горжусь, что Кыз-Жибек снималась в моем седле, инкрустированном серебром, позванивала моей обложной уздечкой с самоцветами, но очень жаль, что другого такого седла и сбруи экспедиции «Казахфильма», разосланные во все концы республики, уже не смогли найти.
В совхозе «Каиндинский» ювелиров значительно меньше, чем ковровщиц. Их называют уважительно «уста» - мастер. Они, как правило, уже в годах. Учеников у них нет - уходящая профессия.
Я встретился с двумя мастерами-зергерами. Мур- забек-уста (60 лет) и Сейд-Ахмет-уста (75 лет) изготовляют браслеты для девочек (кыз-билезик), для молодух (келинчек-билезик), для пожилых женщин (кудаша-билезик), для мужчин перстни с печаткой (мёр-жузик) и многое другое. Заказы выполняются из материала заказчика А где взять серебро? Заказчики покупают в городе серебряные ложки, зерге- ры их переплавляют. Но на ложки идет некачественное, сплавное серебро, оно хуже поддается художественной обработке, и поэтому изделия из него отличаются от старинных.
В республике нет ювелирной фабрики, и по заказу Алма-Аты ереванская фабрика изготовила партию серебряных браслетов с казахским орнаментом (цена 18 рублей). Сделан он, как говорится, без излишеств - простой полуобруч с еле заметным рисунком. Но качество металла лучше, чем у ложечного. Покупки эти приносятся к аульным ювелирам на переплавку.
Казалось бы, для чего такая сложность! Не проще ли организовать народных мастеров в цехи по месту жительства и в плановом порядке снабжать их заказами и металлом из фондов Министерства местной промышленности? Такие цехи не требуют особых затрат по организации труда. Мастера хотят лишь поверить в то, что их труд заслуживает внимания. К секретарю Тургайского обкома партии У. Джанибекову пришел один из умельцев, положил на стол тяжелый узелок. Старик прослышал, что в Аркалыке создается областной краеведческий музей и привез издалека свои произведения - безвозмездный дар музею. «Мне ничего уже не надо, сынок, только пусть на бумаге напишут, что эти вещи сделал Садвакас-уста Кучентаев, 1900 года рождения, аул Сары-Торгай».


Я видел эту грустную коллекцию. В ней наряду с подлинными шедеврами были и «ложечные» перстни и шолпы.
В Министерстве местной промышленности Казахской ССР разводят руками: «Союзное министерство отпускает нам всего четыре килограмма серебра в год: только для фабрик и сувениров». Объективная причина, ничего не скажешь! Но субъективная и, пожалуй, основная причина упадка народного ремесла - равнодушие работников, ответственных за развитие этой отрасли. Любое дело требует энтузиастов, и особенно такое, как возрождение народного искусства. Энтузиасты есть - районного и областного масштаба, но их возможности ограничены. Их идеи застревают в груде министерской корреспонденции. По Тургайской области носится на перекладных Идрис Смагулов, работник областного управления местной промышленности.

 

 

 

Советую также прочитать сказки Сакариаса Топелиуса на сайте s-skazka.org.ua. Очень интересно всем рекомендую.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика