Софийские встречи
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
06.01.13 15:46

Софийские встречи


Софийские встречи были обозначены как продолжение традиции, заложенной предвоенными встречами писателей Европы.
Но тогда предвиделась европейская война, ныне
-    мировая. И национальный состав участников расширился. Сегодня в антивоенное движение вовлечены и писатели Азии, Африки, Латинской Америки. «С кем вы, мастера культуры?» - вопрос, заданный Горьким, актуален и в наши дни. Слово в наши дни значит для судьбы мира больше, чем во времена Горького. Слово писателя, слово международного договора. Мы надеемся, что это так!
Несмотря на протесты европейской интеллигенции, жаркие писательские конгрессы, бурные манифестации под антивоенными лозунгами, война состоялась и унесла 50 миллионов жизней. И сегодня вроде бы повторяется та предвоенная картина, но разница есть, и существенная: в нашем случае мы уже имеем дело с разным подсознательным отношением к идее войны.
Пьер Гаммара в своей речи предложил учитывать антивоенный опыт классиков. Его поддержали и другие ораторы. И я позволю себе процитировать одного философа: «Истребительная война, в которой могут быть уничтожены обе стороны, привела бы к вечному миру лишь на гигантском кладбище человечества» (Иммануил Кант, 1795 год).
Это выражение, несомненно, было известно и в гитлеровской Германии, но оно воспринималось
еще как философская гипербола. Мир тогда еще не созрел для ее буквального понимания. Сегодня, во время предельно увеличенных возможностей войны, кантовская схема уже не кажется преувеличением. В войне 40-х годов агрессор мог надеяться на победу. Да, возможны потери и лишения, но будет и добыча, ради которой стоит рисковать. Охотничья психология воспитывала романтический взгляд на войну как на подвиг самопожертвования ради высоких идеалов, как на дело мужества и отваги. Категория гитлеровской агрессии ничем существенным не отличалась от категории войны Чингисхана, Македонского или Ахеменидов.
Литература всех времен и народов способствовала романтизации войны. Естественность войн и даже их необходимость нередко научно обосновывались. Но представим, что у Гитлера в 30-х годах появилась бы атомная бомба. И такое же оружие имелось бы у возможных противников. Случилась бы вторая мировая война? Думается, нет.


В наше время романтичность все более уступает позиции реалистическому взгляду. Ужесточающееся знание разоблачает поэтические стереотипы мирового сознания. Человек приобрел предельное могущество и вдруг начинает ощущать собственную беззащитность перед своими возможностями. Мы воспитывались на убеждении, что народ - бессмертен. Сегодня мы сомневаемся в бессмертии самой природы.
Это сомнение, став убеждением, может спасти человечество и каждый народ. Индира Ганди в своем приветствии назвала войны болезнями цивилизации. Но третья мировая война - болезнь неизлечимая. Мы обязаны утверждать это. Утверждать то, что в этой войне победителей не будет. И лозунги агрес
соров 40-х годов ныне теряют всякий смысл. Не будет новых рабочих мест! Не будет захваченных территорий и богатой добычи! Никому не будет дано испытать сладкое чувство господства!
Чинов и наград - не будет!
Героев во славе - не будет!
Поэтов, чтобы воспели подвиги павших, - не будет!

 

 

 

 

 


 

 

 

Последнее обновление 23.07.14 12:40
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика