Проблема художника
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
05.01.13 11:52

Проблема художника


В последние годы жизни Джансугуров увлекается темами из истории национальной культуры. В 34-м он заканчивает поэму «Кюйши», в которой проявляет себя замечательным мастером психологического портрета. Образ безвестного народного композитора написан сложно и убедительно. Он не поддается однозначному прочтению. Малозаметна авторская оценка героя, поэт все дальше уходит от рассказа к показу, являя значительные богатства изобразительных средств казахского стиха. Он использует музыкальный контекст, дополняя смысловую картину очень органично звучащим тоническим рисунком. В художественном отношении поэму «Кюйши» я считаю вершиной творчества Джансугу- рова как поэта-живописца. В ней проявляется и удивительно непростая нравственная позиция писателя. Талантливый народный композитор Кюйши попадает в рабство. В неволе он испытывает чувство любви к женщине и создает лучшее свое творение
—    91-ю мелодию. В ситуации, где от мужчины требуется проявить благородство и стать жертвой, композитор малодушно смолчал и этим спас себе >кизнь. Но убил свой добрый талант. Он выходит на свободу неполноценным человеком. И неизвестно, что С. ним станется как с художником.
Проблема художника и времени волнует Джан- сугурова. Его привлекает трагедия Ахана-сере, певца И рыцаря, некогда украшавшего степь подвигами во имя справедливости и песнями о любви. Он одинок, Ахан-сере. Верный конь Кулагер - единственный друг его в старости. С каким наслаждением читаешь портрет Кулагера в поэме! Это поэтический памятник коню. Равного по силе описания нет, мне кажется, в нашей поэзии. Чего стоит одно «соколиное предплечье» Кулагера!
Люди плакали от горя,
души сжав в тиски.
Весь народ оплакивал коня, прекрасного, как символ надежды своей. Плач Ахана, потерявшего последнего друга, стал народной песней.
Цвета прошлого - серая тьма. С серостью воевали красные поэты во главе с Маяковским. Клеймя века засилия тьмы, они боролись за светлое будущее. И серые мстили ярким. Их оружием были подлость, предательство, клевета. Скакун Ахана, степной Пегас его, выстоянный для долгой, скоростной дороги, не дошел до победного финиша. «Не долетели до красной черты крылатые кони Пушкина и Лермонтова», - говорил Джансугуров. Он не обособляет трагедий Руси и степи.
Покоя на родной земле Ахан не смог найти.


И на чужбину не хотел пробить себе
пути,
Герои наши — много их, принявших
пулю в грудь,
Их одиночество и грусть душили
взаперти.
Шли под дуэльные стволы, о сколько их —
ответь.
Хотели видеть зло в лицо,
в глаза ему смотреть.
Наш Пушкин! Лермонтов!.
Что нам сказать о них?
Они страданьям предпочли в бою
открытом смерть.
Кто их таланты надорвал?
Кто жизни их лишил?
Арестовал мечты и сны, лишил душевных сил?
Не клевещите на любовь. Эпохи тяжкой
гнет
Им рано оборвал сердца
и свел во тьму могил. Проживших в той печальной мгле
нам надо отличать!
Напором грубой силы век
толкал героев вспять.
Он душу пригибал к земле,
надежды отбирал,
Наветы, предрассудки, ложь
эпохи той печать. Действительно ли был Ахан
смирен, и прост, и тих? Народ недаром отличал его среди других.
Откуда будет брать народ героев для себя,
Когда не будет вспоминать он
гениев своих.

 

 

 

 


 

 

 

Последнее обновление 23.07.14 12:39
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика