Однако археологические и лингвистические открытия последнего времени заставляют заново переосмыслить карту древнего мира и поколебали представления об изолированном самобытном развитии населявших его народов. Появилось и африканове- дение. Выяснилось, что до колонизации африканские народы не были так уж оторваны от центров мировых цивилизаций. Археологи установили, например, что народы, населявшие территорию Зимбабве уже две тысячи лет назад, поддерживали торговые отношения с Египтом и Китаем. Что племена банту умели выплавлять железо из руды уже во II веке н. э., когда на большей территории Азии и Европы еще был век бронзы. На смену былому западоведенью и востокове- денью сегодня приходит мироведенье. В марксистской науке, последовательно развивающей теорию мирового взаимодействия, появился фундаментальный труд «Всеобщая история искусств», успешно ведется работа над «Историей всемирной литературы». В перспективе - «История цивилизаций человечества». Когда основные положения ее войдут в школьные учебники и основой мировоззрения подрастающих поколений будет знание того, что ни одна цивилизация не выросла на пустом месте, а возникла в процессе бурных взаимодействий с предшествующими и современными ей, тогда не будет почвы для споров и о природе активного и пассивного отношения к жизни.
В среде буржуазных ученых Запада, не согласных с арийской теорией, были попытки объяснить материалистически феномен восточной пассивности. Объясняли влиянием мусульманской и буддийской религий, которые якобы отличались от христианской тем, что воспитывали специфическую особенность мироощущения — фатализм, предопределенность. Ничто в мире не зависит от участия человека, все ниспослано свыше. Все определено. Творец — бог, человек — творенье, и жизнь и смерть в руках неба. Отсюда вырабатывалось фатальное приятие всего, что посылает жизнь. Истина человека в том, чтобы быть слитым с бытием, быть покорным ходу вещей, а не бороться с ним. Так была погашена энергия борьбы, порыв за пределы узнанного.
|