Ленинградский тюрколог
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
09.12.12 14:41

Ленинградский тюрколог


После окончания он поступает в аспирантуру и через год представляет диссертацию «Рифма в уйгурской поэзии». Ею заинтересовались. Ленинградский тюрколог доктор В. М. Жирмунский рекомендует ее к печати. В 1961 году Мурат блестяще защищает кандидатскую диссертацию. В 1963 году выходит монография «Основы тюркского стихосложения». Она вызывает интерес и у нас, и за рубежом. Рецен
зии в немецких газетах и в голландском журнале «Библиотека ориенталиста». Присылает отзывы Ян Рипка, чехословацкий академик; доктор Людек Гре- бечек; венгерский академик Юлиус Немет и др. Выступивший на защите один из неофициальных оппонентов, доказывая величие уйгурского народа, напоминал тот факт, что в коем-то веке уйгуры в числе других тюрко-монгольских народов дошли до Рима и римляне еле откупились от «варваров» золотом. Мне кажется, не кличкой «варвары» стоит нам гордиться, а скорее тем, что потомки тех варваров сейчас проносят золото своих имен в распахнутые ворота мировых столиц. И здесь М. Хамраев выступает не как первый уйгур-ученый, известный ученый Европы, а как один из первых специалистов в этой области науки. И он интересен в мире не как самый молодой доктор филологических наук, а как советский ученый Хамраев. Мне показалась очень точной периодизация литературы тюркоязычных народностей, заявленная Хамраевым в «Основах». Мы знали древнечагатайских, уйгурских, кипчакских, узбекских, туркменских поэтов. До XIV-XV веков еще не было отдельных народностей узбеков, казахов, туркмен, уйгур. Эти термины несли в себе скорее политическое, чем этническое значение. Существовали племена кипчак, канглы, аргын, усунь и др., объединенные общим для всех самоназванием - тюрки.

И в те времена существовала только тюркская литература, а не узбекская, не уйгурская и т. п. Махмуд Кашгарский в своем «Дивани лугати тюрк» - в «Словаре тюркских наречий» - говорит о тюрках как о народе, имеющем в своем составе племена, перечисленные выше. Алишер Навои ни в одной из своих работ не называет себя узбекским поэтом, а только тюркским. Ни до, ни после ни аль-Фараби, ни Ах
мет Ясави, ни Сулеймен Бакыргани не называли себя ни казахами, ни узбеками, ни уйгурами, а только тюрками. После развала Золотой орды тюркские племена раздробились и создали несколько политических союзов - казахов, узбеков, уйгур, татар, башкир, туркмен, азербайджанцев и др. Несколько раньше была создана из того же конгломерата племен общность анатолийских турок. И все перечисленные и не перечисленные тюркоязычные народности (а их около 30) имели в своем составе племена кипчак, аргын, найман, керей, ктай, канглы и др. В последнем столетии начался «дележ» наследия. Были объявлены национальными почти все древнетюркские великие имена. Алишер Навои, Сулеймен Бакыргани, Ахмет Ясави - вошли в узбекскую антологию поэзии. Махмуд Кашгарский стал только уйгурским ученым. Спор за аль-Фараби, второго Аристотеля мира, выходца из племени кипчак с территории Казахстана, только разгорается. Каждому народу лестно иметь в прошлом гениев, оказавших влияние на весь подлунный мир.

 

 

 

 


 

 

 

Последнее обновление 22.07.14 16:13
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика