Ленинская смена
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
09.12.12 14:57

Ленинская смена

 

Чокан прожил на земле тридцать лет. Но мы его помним. Память о гении жива, пока актуальны проблемы, поднятые им.
Сто лет прошло со дня его смерти, но как современно и своевременно звучит его голос.
«Он был бы гениальным писателем своего народа, если бы имел читательскую среду», - писал о нем Потанин.
Он был всесторонне одаренным человеком. В нем сочетались таланты историка, географа, литератора, языковеда и воина. Редкое человеческое обаяние дарило ему великих друзей. Огромное чувство человеческого достоинства позволяло ему быть равным, не возвышаться и не унижаться в любой среде - в юрте бедняка, в кругу аксакалов, в среде блестящих петербургских поэтов, в каморке солдата Федора Достоевского и в Зимнем дворце.
Высоко развитое чувство демократизма, могучий интеллект и потрясающая способность предчувствовать человека и событие - все это удивительным образом сочеталось с детской доверчивостью. Восторженная восприимчивость с мудростью старца. Могучее жизнелюбие - с неизлечимой душевной печалью.
О таких людях принято говорить: он ушел, не осуществив и десятой доли того, что обещало его дарование. Гении благодарны, они отдают всю свою жизнь до последнего дня народу. И беда только в том, что жизни этой отпущено мало.
Все их мысли и чувства словно управляемы той немой бессловесной толщей ушедших в беспамятство поколений, которые его породили. Сколько самых дорогих и хрупких качеств нужно было из века в век собирать и, рискуя целыми поколениями, сохранить в одном роду, чтобы появился Чо- кан. Как трудно даются народу гении и как легко он их теряет! Но суров закон жизни на земле: если народ не дал человечеству нескольких великих людей, он не оправдал своего существования в истории. Поэтому в XX веке все племена, населявшие землю, рождают Человека. И только самые невежественные, самые дикие из обществ людских - боятся и уничтожают таланты. Замахиваются на свое будущее.


В XIX веке народ был пасынком в чужой семье. Седобородые отцы народа, не достойные зваться его сынами, проводили драгоценное историческое время во взаимной бумажной драке за пост султана или волостного. Или писца, или урядника. Или сборщика налогов.
Юный Чокан писал тогда, что «грамотность пришла в степь, чтобы увеличить число кляуз». Никогда в степи не было столько врагов, и число их увеличивалось с каждым новым середняком, узнавшим грамоту. Получившим право в числе сотен и тысяч других претендовать на единственный в округе пост, оплачиваемый царизмом. Эти людишки, решив, что они возвысились над народом, забыв свой человеческий и национальный долг, распродавая свое достоинство, торговали достоинством народа. Это они виновны в трагедиях, которые испытало их отечество. Под шум их бумажных баталий делались страшные дела: они виновны и в смерти Чокана, Абая, Сакена, Ильяса, Беимбета.
Мы отмечаем даты смерти истинных отцов нашего народа. Чокан мог быть вождем. Он был далек от революции, но уже шел к отказу от монархии.

 

 

 

 


 

Последнее обновление 22.07.14 16:13
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика