Интересные письма
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
05.01.13 12:00

Интересные письма

Литература и сегодня продолжает оставаться наиболее глубоко и активно действующим фактором духовного воспитания. Влияние художественного слова происходит по каким-то узким коммуникациям, капиллярно действует на общество. Безусловно, действует. Счастлив поэт, имеющий право заявить: «Я знаю силу слов.»
Жизнь писателя - это история взаимодействия (борьбы и единства) с читателем. Книга начинает
существовать с того момента, как обретает читателя. С какого-то древнего языка, кажется, с санскрита, слово «литература» переводится как «совместность». В том понимании, которое мне близко и кажется единственно верным, литература есть результат взаимодействия писателя и читателя.
Какие интересные письма порой приносит почтальон! Иной день, а то и год, бывает озарен читательским словом. Я мечтаю издать когда-нибудь сборник, нет, книгу избранных писем - автопортрет моего читателя.
С моим первым читателем я встретился где-то в самом начале творческой биографии. С тех пор я всегда ориентируюсь на вкус этого человека, который с первых же шагов был и жесток со мною, и добр, умел стимулировать, возбуждать мысль и честолюбие. Я много от него натерпелся, но именно его считаю учителем. И его прочтение первых опытов во многом определило направленность моего творчества. Он мог найти что-то необыкновенное для себя в какой-то, как мне казалось, самой простой строке и мог самую сложную мою конструкцию разрушить одной ухмылкой, сказав, что это вторично. Позже, через годы, стал бояться встреч с ним. Думал, что он изменился, потерял свой максимализм. Стал все реже его видеть, потом наш личный контакт вовсе прервался. Но я сохраняю в своем восприятии еще тот юношеский его образ.


Меня могут упрекнуть, что я делаю ставку на читателя необыкновенного, в каком-то смысле элитного. Но ведь само это понятие весьма подвижное, изменчивое. То, что Пушкин и Толстой писали для тысяч, теперь любимо миллионами. А произведения, написанные Л. Толстым специально «для народа», — предельно адаптированные, - сейчас уже не «рабо
тают». Так же, как некоторые вегци Маяковского, нашего Сакена Сейфуллина, которые намеренно писали упрощенно, для массового, в основном полуграмотного в те времена читателя. Мы склонны сегодня несколько скептически относиться к этой части творческого наследия выдающихся деятелей литературы - ведь сегодня все читают и понимают самые сложные книги! Но мы (ныне такие образованные и понимающие!) ни в коем случае не должны забывать подвиг Толстого, Маяковского, Сейфуллина и многих, которые сознательно «становились на горло собственной песне». Обидно видеть, как некоторые критики высокомерно расправляются с «утилитарной» литературой великих и тем самым обедняют, упрощают их образ. Они вычленяют их из исторического космоса, из обстоятельств того времени.

 

 

 

 


 

 

Последнее обновление 23.07.14 12:39
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика