Обычно раздел следует по старости «от агаеы»—главы семьи, или по несогласию между братьями. При этом та доля, которая остается у отца, достается тому, кто берет на себя заботу о родителях. Следует отметить, что принцип минората, хотя и является массовым явлением у казахов, но не всегда соблюдается, - все зависит от конкретных обстоятельств, в частности, от взаимоотношений стариков с невестками. Во всяком случае, те из сыновей, которые при жизни отца были наделены долей от наследства, по обычному праву не имеют права претендовать на оставшуюся часть. Для иллюстрации сказанного приведем архивные документы, в частности, докладную записку дворянина Мухамедьяра Джайкпаева: «Старшие братья, лет 15—20 назад отделенные покойным отцом нашим, в нарушение древних обычаев наших киргизских, заявили свои права на выделение им частей из всего движимого и недвижимого благоприобретенного имущества отца нашего, в том числе и высочайше дарованного участка земли, т. к., напротив, самый младший брат наш... как неотделенный отцом и живший вместе с ним, удерживает единственно за собо-й право наследования всем имуществом...
В наследовании по имуществу наш народный обычай таков, что отделенные сыновья после смерти отца не имеют никакого права на оставшееся имущество, кроме одежды, если есть в виду сыновья неоТ деленные». Ослабление обычного права, отсутствие строгого социального контроля открыли широкую дорогу для зло¬употреблений. В этих целях использовались нормы шариата, позволяющие и выделенным сыновьям претендовать на определенную часть имущества отпа. Вышеприведенный архивный документ как раз отражает такое противоречие. Впрочем, минорат распространяется только на отцовское имущество. а главенство в семье отводится старшему сыну.
|