Пишет М. Красовский
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
31.10.12 18:11

В борьбе этих двух структур и оформилась, та политическая культура, для которой в первую очередь характерна двойственность. «Теперь всюду рядом с официальным русским управлением известной части степи существует свое, так сказать, неофициальное, замедляющее, останавливающее действие поставленных правительством властей,—пишет М. Красовский.— Первое руководится точным смыслом русских постановлений, во многих случаях мало или совсем непринбровленных к понятиям киргиз; второе управляет народом на основании его-обычаев». Мейер то же самое отмечает в Оренбургской части, по. его мнению, «власть наша в означенной части (имеется в виду Западная часть Младшего жуза—Ж. А.), находящейся вне всякого надзора и почти без всякого управления, по удостоверению посетивших ее членов комиссии, почти не существует».
Правовая культура казахов терпела не только вмешательство русского законодательства, но и шариата. Почти до 60-х гг. мусульманство укреплялось беспрепятственно, более того, оно пользовалось поддержкой колониальной администрации. В Оренбургской степи в 1860 г. в некоторых дистанциях насчитывалось примерно от 10 до 17 мулл, у каждого как минимум по 10—20 учеников. В городах Орске, Троицке, Оренбурге имелись медресе, где количество учащихся обычно бывает не менее 100. Представители же ислама вели бескомпромиссную борьбу против обычного права «наши предания, эпосы, юридические и судебные обычаи они заклеймили позорным именем войлочной книги»,— писал Ч. Ч. Валиханов, требуя от правительства не покровительствовать религии.

 

Он писал, что «под влиянием татарских мулл, среднеазиатских ишанов и своих прозелитов нового учения народность наша все более и более принимает общемусульманский тип». В качестве первичных мер им предлагалось «отделить киргизскую степь от ведомства Оренбургского муфтия», «утвердить в звании мулл только коренных киргиз или киргизских-ходжей», «не назначать мулл более одного в округ». Он отмечает, что мусульманский шариат без поддержки со стороны властей совершенно бессилен против укоренившегося обычая, что в вопросах духовного суда и духовного управления нужны коренные реформы и что муллам нельзя предоставлять судейских прав, как это делается в делах брака и семьи.

 

Последнее обновление 19.07.14 09:14
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика