Туркестанская учительская семинария
<
Оценка пользователей: / 3
ПлохоОтлично 
30.07.13 17:17

Туркестанская учительская семинария


Я обязан, — добавляет он, — русской школе, так же как и русской культуре в целом».
При всех недостатках этих школ, ставивших своей целью подготовку преданных царизму кадров переводчиков и туземной администрации, они являлись шагом вперед по сравнению с местной системой образования. Прежде всего они уже походили на светские школы, тогда как мусульманские училища — мектебы — находились при мечетях и носили конфессиональный характер. Преподавателей для русско-туземных школ готовила Туркестанская учительская семинария, в которой с каждым годом увеличивался процент учащихся из молодежи местных национальностей.
Передовая часть таджикского, узбекского и казахского народов постепенно начинала понимать значение образования и важность приобщения к современной русской культуре. Одним из образованнейших людей Бухары был Ахмад Дониш, трижды посетивший Петербург с бухарским посольством. Он был сторонником просвещения, которое мыслил себе путем изучения культуры русского народа. Главной задачей своей жизни его последователи ставили просвещение народов Бухарского ханства. Узбекский поэт Фуркатдоказывал в своих произведениях, что Узбекистан сможет стать одной из ведущих стран Востока лишь с помощью России и ее передовой, разносторонней культуры. Того же мнения о роли русской культуры придерживались первый казахский ученый, путешественник Чокан Валиханов, поэт-просветитель, переводчик произведений А. С. Пушкина на казахский язык Абай Кунанбаев и писатель, организатор светских школ в Казахстане ИбрайАлтынсарин.
К дружбе с русским народом, к сближению с русской культурой призывал великий киргизский акын-демократ Токтогул Сатылганов.
Неоценимую помощь в деле просвещения народов Средней Азии и Казахстана оказала русская демократическая интеллигенция, представителями которой в крае были первоначально ссыльные. Средипервые сосланных в Казахстан были петрашевцы и сторонники идей Чернышевского — революционные демократы. Культурным центром западной части Казахской степи стал Оренбург, где громадным влиянием пользовался ссыльный поэт-революционер Т. Г. Шевченко. Для северных районов культурными центрами были Семипалатинск и Омск, где отбывали ссылку С. Ф. Дуров, М. В. Буташевич-Петрашевский и др. Под идейным воздействием этих передовых русских демократов и сложились убеждения пионеров казахского просвещения —Ч. Валиханова, А. Кунанбаева и И. Алтынсарина.
Неизмеримо выросла роль русского населения Средней Азии и Казахг стана после Великой Октябрьской социалистической революции. Выдающееся значение имело создание в местных республиках с помощью русских деятелей науки и техники первых высших и средних специальных учебных заведений, в которых была начата подготовка кадров интеллигенции из местных национальностей.

 

 

Последнее обновление 11.08.14 10:46
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика