Первая цыганская артель по сбору утиля
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
08.05.13 20:30

 

Цыгане лишь овладевают трудовыми навыками в местах их старой оседлости в городах и сельских поселениях. Еще в 1920-х годах в Самарканде была создана первая цыганская артель по сбору утиля, носившая название «Люлилар». Многие цыгане и позднее состояли членами кустарно-промысловых артелей «Утильсырье», однако в наши дни сбором утиля занимаются главным образом представители старшего поколения.
Городская цыганская молодежь и представители среднего поколения в значительной массе вовлечены в промышленность, строительство и транспорт. О степени охвата городских цыган производительным трудом можно судить хотя бы по г. Бухаре. Здесь цыгане работают на шелкомотальной и швейной фабриках, на кирпичном, хлебном и винном заводах, на железной дороге, на экскаваторной станции и других предприятиях. Если учесть, что в Бухаре живет немногим более 30 семей цыган, можно сказать, что процент вовлечения цыган в промышленность здесь очень значителен. Наибольший процент рабочих-цыган составляет молодежь, пришедшая на эти предприятия в самые последние годы.
На шелкомотальной фабрике в Самарканде, расположенной в непосредственной близости к цыганскому кварталу, среди рабочих также много цыган и цыганок.
Приобщение к трудовой деятельности давалось нелегко. Сказывалось отсутствие у цыган элементарных навыков трудовой дисциплины. Но коллективы рабочих помогли новичкам в овладении техникой производства и в воспитании трудовых навыков. Теперь среди цыган, работающих на производстве, немало , перевыполняющих план; от- , дельные передовики производства выдвинуты на руководящую работу.
Работающие на фабриках и заводах цыгане вовлекаются в общественную жизнь коллектива предприятия; у них
появляются новые интересы, вырабатывается новое отношение к окружающей действительности. Молодые цыгане — юноши и девушки — учатся в школах рабочей молодежи, участвуют в работе клубов, в художественной самодеятельности. Они посещают кино, лекции, доклады, спортивные площадки. Все это в корне меняет и внешний и внутренний облик среднеазиатского цыгана.
Уже давно начался процесс прочного оседания цыганских групп и отдельных семей и в сельских местностях, главным образом вблизи излюбленных в прошлом временных стоянок.
В 30-х годах в некоторых местах были организованы специальные цыганские колхозы. Однако вошедшие в них цыгане не имели сельскохозяйственных навыков, и колхозы быстро распались. Более успешно процесс приобщения цыган к сельскохозяйственному труду проходил в смешанных колхозах, где цыгане перенимали опыт у коренного земледельческого населения.
Особенно интенсивно проходил процесс оседания цыган в колхозах в послевоенный период. Правда, и тогда еще случались неудачи. Например, цыгане из колхоза «Коммунизм» Наримановского района Самаркандской области четыре раза оседали и четыре раза вновь покидали колхоз.

 


 

Последнее обновление 11.08.14 10:32
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика