
Тех же, кто окрашивал пряжу в другие цвета, называли рангборчй. Это ремесло считалось почетным, по преданиям им занимались предки евреев, когда они жили в Иране. Обычно ремесло кабудгара передавалось от отца к сыну, но иногда мастер брал в обучение ученика. Учениками были только евреи, часто они жили в семье хозяина. Ученика брали обычно в возрасте 14 лет, он работал у хозяина полгода — год, не получая оплаты за труд. Когда ученик становился мастером, он преподносил своему хозяину халат в дар за обучение, устраивал угощение. Красильные мастерские евреев находились главным образом в городах Самарканде, Бухаре, Маргелане, Кермине и Мерве, они располагались при домах мастеров, но в дальнейшем помещения для мастерских начали снимать и за пределами квартала. Процесс крашения был примитивен. Основной принадлежностью мастерской красильщика были глиняные корчаги, высота которых достигала 1,5 м, а диаметр 70 см. Хумы эти вмазывались в пол мастерской почти на всю их высоту. Число хумов в мастерских было различно, но обязательно — четное. В небольших мастерских было четыре хума, в больших до 32. На 32 хумах работало три-четыре человека. Между четырьмя хумами в земле устраивался очажок, которым в теплую погоду не пользовались, а вхолодную его плотно набивали мякиной, шелухой риса, зажигали сверху и огонь постепенно распространялся вниз, согревая раствор краски в хумах. Краску индиго в виде твердых комьев привозили обычно купцы из Пешавера. Вначале краску заливали кипятком в ведрах, спустя день-два ее выкладывали в котел, где разминали камнем, затем наливали в котел воду. Перед тем как влить раствор краски в хум, туда засыпали гашеную известь, поташ и около 400 г сушеных ягод шелковицы. Раствор краски в хуме перемешивали палкой пять-шесть раз в день. Готовность раствора определялась по внешнему виду, по цвету, хороший мастер определял степень готовности по запаху и по мере надобности добавлял поташ. Краской индиго окрашивали шерстяную, хлопчатобумажную и шелковую пряжу. Перед окраской пряжу кипятили в воде. Заказчиками в красильных мастерских были главным образом ткачи, изготовлявшие хлопчатобумажные и шелковые кустарные ткани, реже ковроделы, приносившие в окраску шерстяную пряжу. Переход среднеазиатских евреев к земледельческому труду начался вскоре после установления Советской власти. Интенсивное землеустройство евреев происходило при проведении в Средней Азии земельно-водной реформы. Вначале евреи организовали несколько сельскохозяйственных товариществ, а в дальнейшем объединились в колхозы. Так, в 1929 г. еврейские колхозы возникли в ряде районов Самаркандского, Зеравшанского, Ташкентского, Бухарского, Ферганского, Андижанского и Ходжентского округов Узбекистана, т. е. в местах расселения среднеазиатских евреев. Колхозы объединили около 1000 еврейских семей.
|