Группы среднеазиатских цыган
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
08.05.13 14:31

 

У среднеазиатских цыган не сохранилось легенд, подтверждающих их связь с Индией, как не сохранилось и общецыганского самоназвания «ром». Наоборот, все группы среднеазиатских цыган убеждены, что родина их предков—Средняя Азия. Однако наличие среди цыган антропологического типа, резко отличающегося от окружающего населения и имеющего ближайшие аналогии среди дравидоидного населения Индии, характерный род занятий, близкий членам индийской касты дом, а также некоторые обычаи говорят о том, что предки среднеазиатских цыган были выходцами из Индии. Интересно, что наряду с самоназванием мугат у некоторых групп цыган (например, в Самаркандской и Сурхан-Дарьинской областях) бытует этноним мултони, что несомненно также свидетельствует об их индийском происхождении.
В течение многих столетий цыгане Средней Азии были лишены всяких прав и представляли собой наиболее отсталую в культурном отношении этнографическую группу. Земельных наделов цыгане никогда не имели и были вынуждены постоянно передвигаться с места на место.
Однако у среднеазиатских цыган уже давно были места длительных стоянок вблизи городов и сельских населенных пунктов. Здесь они обычно зимовали. Поэтому термин «кочевание» может быть применим по отношению к образу жизни цыган лишь условно. Из таких стоянок выросли цыганские кварталы на окраинах Самарканда, Бухары, Ташкента и других городов Средней Азии. Наряду с землянками и шатрами в этих местах у наиболее состоятельной части цыган давно появились глинобитные дома. Однако вплоть до 1930-х годов и у этих оседлых цыган существовал обычай шоманда, согласно которому отдельные группы родственных се-
мей, возглавляемые старшинами-аксакалами, на летние месяцы уходили кочевать по сельским местностям.
Несмотря на наличие очагов оседлости, основная масса цыган до Октябрьской революции вела бродячий образ жизни. Различные группы цыган передвигались в пределах определенных территорий. Так, бухарские группы придерживались границ Бухарского ханства, самаркандские не нарушали границ кочевания цыган ташкентских. Исключение составляли южные, каршинские цыгане, достигавшие низовьев Аму-Дарьи.
Структура бродячей группы — туп, или тупар отражает, видимо, уже далеко зашедший процесс разложения патриархальной семейной общины. В ней еще прослеживается кровнородственная основа, однако она уже не является единственным принципом объединения отдельных семей, входящих в тупар. Кроме родственников и свойственников, к подобным группам присоединялись и семьи, не связанные кровным родством. Каждая семья вела свое индивидуальное хозяйство.

 


 

Последнее обновление 11.08.14 10:32
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика