Бухарские евреи
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
28.05.13 20:55

 

Так, в конце XIX в. бухарские евреи даже организовали в Иерусалиме колонию, где в самом начале насчитывалось 179 домов, две синагоги и две школы; в дальнейшем эта колония значительно разрослась. Так как среднеазиатские евреи в массе своей не знали древнееврейского языка, представители духовенства перевели на таджикский язык Пятикнижие, Богослужебный свод и другие религиозные сочинения, содержащие правила, законы, запреты, регламентирующие нормы поведения евреев на всякий случай жизни.
Одной из характерных черт иудаизма являлась его реакционная направленность, выражавшаяся в стремлении к полной изолированности евреев от других народов, к отвлечению еврейской бедноты от участия в классовой борьбе против эксплуататоров. Одним из символов замкнутости и изоляции евреев были заставы — эруб, отделявшие улицы еврейского квартала от мусульманских; они состояли из двух кольев с натянутой между ними через улицу проволокой. В субботу евреи не имели права покидать территорию квартала и выходить за пределы эруб.
С проникновением русского капитализма в Среднюю Азию, способствовавшего резкому имущественному расслоению, среди евреев усилились иудаистские представления, поборниками которых выступали в первую очередь богачи. В этот период увеличилось число синагог и в общине появились «казенный» и духовный раввины.
Вплоть до установления Советской власти сренеазиатские евреи были угнетаемым в среднеазиатских мусульманских государствах иноверческим элементом. Они жили обособленной общиной, которая подчинялась законам, созданным в отношении евреев эмиратом, а в дальнейшем царским правительством.
Внутреннее управление и устройство общины регламентировалось нормами и правовыми обычаями самих евреев, определявшимися в основном положениями религии, однако ряд обычаев укоренился под влиянием норм и обычаев их соседей мусульман.
Путешественники, посещавшие в прошлом общину евреев в Бухаре, отмечали относительную автономию общины. Вместе с тем для евреев, как для иноверцев, существовала система правил и регламентации, унижающих еврея и ущемляющих его права. Так, евреи были обязаны жить только в определенных кварталах; ворота еврейского дома должны были быть ниже ворот мусульманского дома; лавка еврея на ступеньку ниже лавки мусульманина. Еврей, в отличие от мусульманина, обязан был носить конусообразную черную шапку с узкой меховой оторочкой. Знаком отличия служила также тряпка, нашиваемая на халат, а впоследствии веревка, кото-
рой еврей обязан был опоясываться при выходе на улицу. Свидетельские показания евреев на суде в отношении мусульманина были недействительны. Все евреи, достигшие совершеннолетия, облагались подушной податью, называемой цизъя.
Сбор этого налога проводился раз в год и сопровождался унизительными для евреев процедурами: сборщик налога, получая деньги, мог безнаказанно грубо обращаться с плательщиками и даже избивать их.

 


 

Последнее обновление 11.08.14 10:32
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика