Творческий путь Мухтара Ауэзова
<
Оценка пользователей: / 35
ПлохоОтлично 
12.03.12 16:23

Творческий путь. Мухтар Омарханович Ауэзов родился 28 сентября 1897 года в урочище Шынгыстау Абайского района Семипалатинской области. Будущий писатель рос под духовным влиянием Абая. Отец Омархан и дед Ауэз высоко чтили великого поэта, соседа и друга семьи.
Много сил воспитанию внука отдавал дед Ауэз. Он был неистощимым рассказчиком произведений народного эпоса, учил внука грамоте, он же привил Мухтару любовь к литературе, к поэзии Абая.
«Мне с детства стали известны произведения Абая. Мой дедушка Ауэз был его другом. Дедушка заставлял нас, внуков, по много раз перечитывать и оригинальные, и переводные стихи поэта. Особенно строго требовал он, чтобы мы знали наизусть письмо Татьяны», — вспоминал впоследствии М. Ауэзов.
Поэзия Абая в душе мальчика будила светлые мысли и чувства и оказала огромное влияние на его творческую судьбу. Впоследствии М. Ауэзов навсегда связал свое имя с именем ве¬ликого предшественника.
Сначала Мухтар учился в родном ауле, затем — в мусульманском медресе в Семипалатинске. Но уже в одиннадцатилетнем возрасте он перешел в пятиклассное городское училище. Мухтар учился на «отлично». Он был исключительно прилежен, любознателен, пользовался уважением одноклассников и учителей.
После окончания городского училища (1915) М. Ауэзов поступил в Семипалатинскую учительскую семинарию. Здесь начинается его знакомство с русской и зарубежной классикой. В то же время Ауэзов пишет небольшие рассказы, стихи и статьи, которые начинают публиковаться.

Первым крупным произведением М. Ауэзова явилась пьеса «Енлик-Кебек» (1917), в которой молодой автор подверг суровой критике косные феодальные обычаи и нравы.
М. Ауэзов проходит школу большой государственной работы, занимая различные посты в Семипалатинском губисполкоме и КазЦИКе в Оренбурге. В двадцатые годы он пишет ряд рассказов и пьес («Карагоз» и др.), которые тематически продолжают первую драму, а также повесть «События в Караш-Караш», переведенную впоследствии на русский и французский языки и заслужившую высокую оценку читателей.
В 1928 году М. Ауэзов окончил филологический факультет Ленинградского университета, затем — аспирантуру при университете в Ташкенте. С 30-х годов начинается плодотворная деятельность писателя-профессионала. М. О. Ауэзов много ездит по стране, знакомится с людьми, изучает жизнь.
С творчеством Ауэзова связан расцвет драматургии. Им написано свыше двадцати пьес, а также переведены на казахский язык такие классические произведения мировой и русской драматургии, как «Ревизор» Н. Гоголя, «Отелло» и «Укрощение строптивой» У. Шекспира, «Аристократы» Н. Погодина, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Офицер флота» А. Крона.
Значительным вкладом в литературоведение являются исследования Ауэзова устно-поэтического творчества казахского народа, эпоса «Манас», творчества Абая и других классиков. Вершиной его литературного наследия является многотомная эпопея «Путь Абая». Последние годы жизни писатель работал над созданием новой эпопеи о наших современниках — «Племя младое».
М. Ауэзов пришел в литературу сразу звездой первой величины. Его пьесы, рассказы и повести 10 — 20-х годов «Енлик-Кебек», «Карагоз», «Байбише-токал», «Судьба беззащитной», «Разборчивая невеста», «Красавица в трауре», «Серый Лютый», «Выстрел на перевале», «Лихая година» свидетельствуют о зрелости таланта молодого писателя. Уже известная и освоенная тема — жизнь и быт дореволюционного казахского аула, судьба беззащитного человека и его протест — освещены у М. Ауэзова новым внутренним светом.
Национальная проза и драматургия переживали в начале XX в. процесс становления. Ощутимо было в художественной литературе влияние устного народного творчества. Влияние это касается сюжета и композиции, приемов создания человеческого характера. Прозу молодого писателя отличают глубина и психологизм. М. Ауэзов расширил изобразительные возможности родного языка. Основная тема рассказов и повестей М. Ауэзова 20-х годов — не только страдания простых людей, угнетение, но и духовное пробуждение народа. В отличие от Майлина и Торайгырова, М. Ауэзов более тяготеет к нравственной проблематике. Его занимает не столько происходящее, сколько исследование моральных принципов персонажей.
В эти годы М. Ауэзов создает такое объемное произведение, как «Серый Лютый». Рассказ-символ как бы вбирает в себя общественные и личные проблемы, психологически-нравственную оценку. Рассказ был настолько новым, неожиданным по содержанию и форме, что на долгие десятилетия стал объектом жарких споров критиков.
Многие исследователи считают, что на «Серого Лютого» оказал влияние «Белый клык» Д. Лондона. Это вполне возможно. Однако по своей глубинной сути рассказ перекликается с грустными строками Абая:
Я вырастил пса из щенка — Обучил я когда-то стрелка —
Он ногу мне прокусил. И он меня чуть не убил.
М. Ауэзов — мастер психологического анализа. Естественно, коллизия общественная или личная — основа глубокой психологической характеристики. Автора интересуют глубинные связи личности и времени. Здесь не последнее значение имеет комплекс изобразительных средств, умело воссозданный фон событий. Так, молодой писатель часто употребляет развернутые сравнения при описании природы. Например, в рассказе «Зимняя ночь» безмолвная природа, безвыходное состояние несчастной старухи, трудная судьба ее, одиночество — все дается в переплетении.
В ранних произведениях М. Ауэзова нет ни одного персонажа, мечты которого бы сбылись. Если герой протестует, борется, он ничего не может добиться, кроме страданий. Пока существует стена социально-нравственного отчуждения между людьми, не будет справедливости.
Молодой писатель отказывается от свойственной фольклору однозначной характеристики героев. Он не любит пользоваться только белыми или черными красками: жизнь сложна и противоречива. Писатель воздерживается и от прямых характеристик, острые жизненные конфликты — вот его стихия.
М. Ауэзов — мастер выразительного портрета, в котором, как и в прежних его повестях, используются неожиданно зримые сравнения: «Узкие, маленькие глаза его будто распарывают дождливую темную ночь», «Его длинные черные усы, как крылья черного беркута, распластавшегося на белом снегу над лисой».
Тридцатые годы знаменуют собой новый этап в творчестве Мухтара Ауэзова. Заметно расширяется круг его интересов, значительнее становится диапазон творчества. Писателя-психолога прежде всего интересуют социальные мотивы деятельности людей в крутые моменты истории.
Драматургической удачей М. Ауэзова является историческая пьеса «Ночные раскаты» (1934), посвященная национально-освободительному движению 1916 года. Пьеса тематически перекликается с его же ранней повестью «Лихая година», но, в отличие от нее, здесь создается более широкая картина национально-освободительного движения, психологически убедительно мотивируются поступки героев. Сложен состав героев, олицетворяющих различные общественные силы (руководители восстания, старец Танеке и жигит Джанатас, волостные управители, местные баи и царские чиновники, учитель Сапа, буржуазный интеллигент, пустозвон Карим). Так же сложен и противоречив их «сход» на тропе социальных и личных конфликтов. Острое столкновение происходит не только на почве общественных интересов, но и морально-нравственных представлений. Главные герои пьесы выступают как носители общечеловеческих идеалов.
В годы Великой Отечественной войны М. Ауэзов трудится много и напряженно. В 1942 году он выпускает первый том знаменитой эпопеи «Путь Абая».
Главное место в творческой и научно-исследовательской деятельности Мухтара Ауэзова начинает занимать личность Абая. Ему писатель посвящает трагедию (первый вариант —совместно с Л. Соболевым), либретто оперы, киносценарий, ряд исследовательских работ и, наконец, монументальную четырехтомную эпопею.

 

Последнее обновление 13.07.14 09:43
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика