Школа жизни
<
Оценка пользователей: / 17
ПлохоОтлично 
19.03.12 20:49

«Школа жизни». В трех томах «Школы жизни», писавшихся почти четверть века, судьба главного героя, в данном случае — автора-рассказчика, составляет сюжетную основу произведения и рассматривается в нерасторжимом единстве с судьбой родного народа. Путь главного героя — путь простого пастуха к истокам искусства, становление его как гражданина. Первая книга трилогии («Дорога страданий») — о детстве, вторая («Дорогой свободы») — о юности его поколения, третья — «Годы возмужания». Трилогия охватывает важнейшие события с 1900 года до середины 30-х годов XX века. Автор «Школы жизни» испытал влияние автобиографической трилогии Горького («Детство». «В людях», «Мои университеты»). Как и в повестях русского писателя университетами, школой Сабита Муканова является сама жизнь.

Память художника хранит бесчисленное множество фактов, событий и лиц, и вместе с ним мы отправляемся в путешествие по прошлому. В первой книге трилогии, рассказывая о днях своего печального детства, автор воскрешает картины жизни и быта феодально-родового аула на рубеже двух веков — XIX и XX. Тут еще крепки узы патриархальных взаимоотношений, делающих бедняка рабом богатого сородича, тут и первые степные «капиталисты», вроде Алти и Нуртазы, завозящие в Степь невиданные ранее сенокосные машины и получающие огромные прибыли, тут же торговцы, купцы. Тут и нищета, и бесправие сотен обездоленных, тяжкая доля пастухов, зависящих от суровых условий. Точно рисует писатель жизнь старого аула, вереницами проходят перед нами герои трилогии. Все это увидено или пережито главным героем — Сабитом, сиротой, мальчиком на побегушках, пастухом, украдкой научившимся грамоте. Он сам начинает обучать детей, и юного учителя за звонкий голос и знание песен называют мальчиком-акыном.
Во второй книге автобиографической трилогии — «Дорогой свободы» — воссозданы картины классовых столкновений в аулах и степных городах. Третья книга «Годы возмужания» охватывает события десяти лет (1925—1935).
Многочисленные события и герои трилогии прочно сцементированы образом автора-рассказчика, участника и свидетеля происходящего. В центре внимания трилогии — становление личности. Перед глазами читателя проходит тяжелое детство главного героя, его боевая юность, затем — зрелость. Порой это смелый, озорной пастушонок, порой застенчивый и грустный. Он мечтает о неведомых далях; его память, подобно губке, впитывает впечатления жизни, сказки и легенды. Его мышление отличается остротой и образностью, он видит и запоминает такие детали, какие другими просто не замечаются. Так идет познание мира и духовное становление героя — будущего писателя. Мы становимся и свидетелями его первых творческих порывов. Сообразно интересам героя в трилогии отведено большое место народным певцам и сказителям, песне и музыке, литературе.
Велика познавательная ценность творчества Сабита Муканова. Он внес значительный вклад в развитие национального романа, отойдя от «этнографической живописи» ранней прозы. Детальная разработка характеров героев, их точные социально-психологические характеристики — кредо Муканова-романиста.

Последнее обновление 13.07.14 09:46
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика