Роман о подвиге народном. В годы Великой Отечественной войны Габит Мусрепов написал роман «Солдат из Казахстана». Писатель прослеживает жизнь Кайроша от отроческих лет до участия в величайшей битве XX века. Он из поколения, повзрослевшего на войне; до наивности непосредственный, воспитанный на принципах доброты и чести, — казалось бы, к чему ему кровопролитие. Но есть высокое понятие — «Родина», оно подчиняет все помыслы юноши, «вступающего в жизнь» Основные события романа развиваются при самом активном участии Кайроша Сарталиева. Светлая мечта ведет восприимчивого юношу с детства. «Может быть, впереди новая жизнь ждет меня, маня к себе, как переливающееся море во время миража», — думает он. Детский дом, школатслужба на границе — вся жизнь воспитывает в Кайроше ненависть к мещанству и приспособленчеству. Служить людям — вот основная потребность, которая появляется у Кайроша еще в детстве. «Вот тебе уже семнадцать. А что ты сделал? Окончил семь классов? Это хорошо. Это прекрасно. Но что дальше?» — строго спрашивает Кайрош самого себя. Свойственная пылким и чистым натурам неудовлетворенность заставляет его быть всегда в пути, искать что-то новое в жизни, рваться вперед. Духовно богаты и целеустремленны и друзья Кайроша. У каждого есть своя заветная цель. Для Бораша — это театр, для Шегена — кабина самолета, для Сергея Астаханова — кисть, краски и холст. Но в трудный для Родины час все отодвигается на задний план, и они отправляются добровольцами на фронт. Грудью встают Кайрош и его друзья на защиту родной земли, до последнего сражаются с врагами. И нельзя не восхищаться их нравственным величием.
Духовный рост героя — главная пружина развития сюжета. Соответствует этому и композиция романа. На разных этапах жизненного пути Кайроша в романе появляются персонажи, помогающие раскрытию его образа. Это милиционер Мурсеит, который насильно привел маленьких оборвышей Шегена, Кайроша и Бораша в детский дом и, тем самым, определил их дальнейшую судьбу; это и тетя Мария, заведующая детдомом, душевная щедрость которой помогла ее воспитанникам стать настоящими людьми; это любимая Кайроша — Акбота. Большое влияние на формирование характера Кайроша оказал его друг Шеген, смелый и целеустремленный юноша. И, наконец, это фронтовые друзья Кайроша, образы которых взаимно дополняют друг друга и помогают понять образ главного героя романа. Всматриваясь во фронтовых друзей Кайроша, читатель яснее представляет облик воина, его величие. Разными, непохожими друг на друга, но нравственно близкими, спаянными в одно целое предстают эти, еще совсем юные ребята и, одновременно, грозные воины. Это Каиргали Сарталиев, Самед Абдоллаев, Василий Гришин, лейтенант Мирошник, Семен Зонин, Володя Тостов — представители разных народов. Все они люди с ярким национальным характером. Но объединяет их интернационализм и гуманизм, широта общественных интересов, мужество и дисциплинированность, ясное сознание своей исторической миссии. Взволнованно повествует писатель об их беспримерном мужестве и отваге. Горстка бойцов ударной группы Мирошника оказалась в стальных тисках немецких батальонов. Один за другим выбывают из строя солдаты. Гибнут Егор, Самед, Семен. Люди изнемогают от жажды, не хватает боеприпасов, а немцы, колонна за колонной, наступают. Огненный шквал бушует дни и ночи. Кажется, никому не суждено остаться в живых. Но навстречу атакующим фашистам летят гранаты и свинцовый дождь пуль. Бойцы поднимаются, превозмогая адскую усталость. Кайрош и его друзья снова идут в атаку. «Поэтичность и юмор — вот две характерные особенности казахского писателя», — таково мнение французской критики о романе «Солдат из Казахстана» . Несмотря на то, что героям романа не раз приходится встречаться со смертью, это люди веселые, жизнерадостные. В книге много света, в ней утверждается светлое мироощущение. Поэтичность, о которой говорит французский критик, особенно заметна в первой части романа Мусрепова, где рассказывается о детстве и юности того, кому слишком рано пришлось стать солдатом. Мусрепов — мастер выразительного сравнения. Вспоминая, например, о своем детстве, Кайрош замечает, что оно «пролетело, как брошенный мяч, стукнулось о стену, отскочило, подпрыгнуло на месте и замерло». Вот Мусрепов рассказывает о туманах, которые накладывают на лица людей особый отпечаток, и одной фразой создает представление об осенней казахской степи: «На оголенных побуревших холмах, подобных горбам спящего верблюда, мрачно насупясь, чернели одинокие орлы». Один из основных художественных приемов, применяемых Г. Мусреповым, — широкое включение в роман лирико-публицистических отступлений. Автор как бы следует за своим главным героем, оторванным от родных и близких, от родимой земли. И, естественно, что воспоминания о детских годах героя окрашиваются в лирические тона. Читатель раз или два, и то мимоходом, встречается с такими героями, как мать Кайроша — Каракемпир, его любимая — Акбота. Но эти образы воспринимаются зримо, так как каждый свободный миг Кайрош с волнением вспоминает этих дорогих ему людей. Лирическая струя придает героическому роману особую жизненность и теплоту. Разрушенные города, погибшие друзья, смерть и горе людей вызывают у Кайроша, еще юноши, чувство гнева и скорби. И по контрасту с этим вспоминается прошлое, полное света и добра. Лирические отступления естественно входят в ткань повествования, делают его богаче и многозвучнее. Роман «Солдат из Казахстана», переведенный на многие иностранные языки (болгарский, польский, румынский, чешский, словацкий, французский и др.), получил высокую оценку зарубежной критики. Так, французский журнал писал: «Да, роман Мусрепова — это суровая и великолепная поэма о братстве, о любви и о Родине. В книге Мусрепова читатель найдет гармоническое сочетание двух разных форм мышления: «тысячу цветов» Казахстана и повесть о жизненном пути поколения, совершенно отличного как от того, которое ему предшествовало, так и от того, которое за ним пришло, — тоже по-своему славное и привлекательное, развивающееся в том самом ритме, что и его родная страна» . Многие зарубежные деятели культуры справедливо связывали появление таких ярких художественных полотен, как роман «Солдат из Казахстана» с национальным возрождением народа, с подъемом его культуры. Во многих батальных романах европейской и американской литературы XX века человек — часто бессильная жертва, попавшая под колесо войны, а война — чудовище, молох, пожирающие все на пути. В романе Г. Мусрепова воины и офицеры выступают вершителями исторических судеб, а не слепыми игрушками в руках случая. Воспевая героизм, писатель откровенно и смело показывает беды и горе, которые приносит навязанная народу война. Победу он изображает как победу разума, человеколюбия и прогресса над реакцией, над бесчеловечной фашистской идеологией. В такой трактовке проблем солдата и войны, личности и истории, человека и народа проявилась новаторская сущность писателя! |