Образ Абая
<
Оценка пользователей: / 9
ПлохоОтлично 
14.03.12 21:09

Центральный герой эпопеи — творческая личность, великий поэт, философ и гуманист Абай — показан в многосторонней, глубочайшей связи с эпохой, с народом.

Стилистическое многообразие романа органически связано с образом главного героя, с теми проблемами, которые ему приходится решать. Поэтмыслитель то погружен в размышления о сложнейших проблемах жизни — о ее смысле, о настоящем и будущем, о судьбе народа, то взволнованно, публицистически страстно выступает в защиту обездоленных, то с тихой грустью созерцает увядающие степные дали, думает о надвигающейся старости, то с восторгом взирает на буйство цветов и красок весны в родных Шынгысских горах. Органическое сочетание лирической взволнованности и эпической широты определяет своеобразие стиля ауэзовской эпопеи.
На протяжении всего романа Абай выступает вместе с народом. Всю жизнь его сопровождает Ербол, друг и товарищ с юности. Ербол представляет как бы второе «я» Абая. Образ Ербола олицетворяет заботу простых людей о своем великом поэте.
Многолетняя дружба связывала Абая с Даркембаем. Умудренный жизнью Даркембай — это сама боль, страдания народа. Каждый раз, когда ему трудно, на помощь приходит Абай.
Другую сторону деятельности Абая — идейного вождя и руководителя активной, боевой части казахских трудящихся — характеризует дружба с Базаралы. Абай сыграл огромную роль в формировании взглядов Базаралы — этого степного орла, храброго человека, способного на большие дела. Абай всегда в окружении молодежи, сыновей Абиша и Магаша, — высокоодаренных юношей, рядом с ним — и литературная поросль — Дармен, здесь же Макен, Салиха, Керимбала, ждущие его помощи, а также разлученные влюбленные.
Естественно, особое место в жизни Абая занимают литература и искусство. Он живет ими, он воспитывает новые таланты. Бесконечна его любовь к народному творчеству. Об этом говорит бережное отношение Абая к сказочнику Баймагамбету, певцу-импровизатору Биржану, акыну Шоже. Но момент творческого горения, сложный процесс творчества особенно ярко раскрыт в сценах, посвященных переводу Абаем «Письма Татьяны» А. С. Пушкина. В задушевном «Письме Татьяны» («Я к вам пишу — чего же боле?») казахский поэт находит глубокий отклик своей души. Рука поэта сама тянется к перу. И сделан не только перевод чудесных пушкинских строк, раскрывающих глубину чувства Татьяны, но и создана мелодия, новая песня. Абай этой песней выразил всю силу своего чувства к любимой им девушке. Так «Письмо Татьяны» обрело новую жизнь — оно стало любимой песней казахского народа. «Чувства Абая, — справедливо писал академик М. С. Сильченко, — вылившиеся в «сердечные излияния Татьяны», — это его чувства к Тогжан, к Айгерим, его любовь, красивая и трудная, так не похожая на легкомысленные увлечения аульных щеголей-жигитов». В сцене, где Абай слушает «Письмо Татьяны», исполняемое Айгерим, Ауэзов проникновенно изобразил душевные переживания поэта.
«Абаю казалось, что он обрел самого себя, — того Абая, который когда-то, вот так же слушал свою любимую, не сводя с нее глаз, не смея перевести дыхание... Она не пела — она изливала глубоко затаенную грусть своего серлла. Это была уже не только Татьянина тайна...»
В центре внимания автора — внутренний мир Абая. Ауэзов прослеживает тончайшие переживания, еле заметные изменения в психологии героя. Перед нашим взором проходит почти полувековая жизнь, полная напряжения, исканий великого поэта и человека.
Сначала Абай показан подростком, спешащим в родной аул из далекого Семипалатинска. В его представлении родная природа и поэзия народа связываются с бабушкой Зере. Обнимая ее. он чувствует дыхание родной земли. Абай с жадным вниманием следит за меняющимися красками Шынгысских гор. Абай полон радости и любви к жизни. Сопровождающие Абая взрослые жигиты не поспевают за мчащимся во весь опор мальчиком. Сердце его обгоняет бег коня. Вот перевал, за ним — другой, и он уже видит около юрты ожидающую толпу родных.
«В многочисленной толпе мальчик сразу увидел родную мать. Он бросился к ней, но Улжан остановила его:
—Э, свет мой, посмотри — вон стоит отец! Отдай салем (приветствие) сперва ему!
Абай быстро оглянулся и только теперь заметил отца... Высокий, плотный, с седеющей бородой Кунанбай даже не удостоил их взглядом своего единственного глаза, странно сверкающего на бледном, словно застывшем лице. Он только окинул Абая быстрым взглядом и сказал:
—Ты вырос и возмужал. Выросли ли твои знания, как ты сам?
...И когда Абай повернулся к женщинам, которые, негромко переговариваясь, ревниво следили за ним, лицо его снова приняло жизнерадостное мальчишеское выражение. С детской торопливостью Абай бросился к матери...»
Но жизнь сурова, и вскоре она наносит Абаю жестокие удары. Большим событием, оставившим на всю жизнь след в сердце Абая, явилось убийство Кодара. События в Кара-Шоки (у Черного холма) — один из композиционных центров, где крепким узлом затягиваются коллизии, где берут начало будущие жестокие схватки. Здесь же впервые отчетливо проявляются характеры почти всех основных героев романа-эпопеи.
У подножия Кара-Шоки Кунанбай совершил небывалое в степи злодеяние. Соучастниками убийства он сделал представителей 40 родов. Силой своего влияния, коварства и изощренной изворотливости Кунанбай заставил степных феодалов подписать приговор, трагически решивший судьбу Кодара.
Чуткость и впечатлительность — одна из главных черт Абая. В течение полувека он пережил немало радостей и горя, людской подлости и обмана, гибель близких, поднялся на вершину всенародной славы, но везде и всюду в его многогранной и богатой личности был виден тот чуткий и отзывчивый мальчуган, который получил первый урок жизни у подножия Кара-Шоки. Вся дальнейшая жизнь Абая. все его поступки как бы предопределены этими трагическими событиями, которые заставили Абая остро осознать свое место в жизни, иными глазами посмотреть на отца и вырваться из его цепких когтей. Медленно, мучительно назревает конфликт с отцом. И если бы не то кровавое событие, вряд ли состоялся бы последний разговор между отцом и сыном, психологически точно и убедительно раскрывающий масштабность и глубину их характеров:
—Первое —ты не умеешь различать, что дорого, а что настоящая мелочь. Не ценишь того, что имеешь. Расточаешь свои сокровища безрассудно. Ты слишком доступен и прост, как озеро с пологими берегами. А такую воду и собаки лакают, и скот ногами мутит... Второе — ты не умеешь разбираться в друзьях и врагах и относиться к врагам как враг, а к друзьям — как друг. Ты ничего не таишь в себе. Человек, ведущий за собой народ, не может быть таким. Он не сумеет держать народ в руках. Третье — ты начинаешь льнуть к русским. Твоя душа уходит к ним, и ты не считаешься с тем, что каждый мусульманин станет чуждаться тебя, — сказал Кунанбай.
Абай сразу понял, куда отец направит удар, — этими словами он разил самую заветную мечту сына. Им овладело волнение...
—Я не могу принять ни одного из ваших упреков, отец. Я убежден в своей правоте. Вы говорите, я — озеро с пологими берегами. Разве лучше быть водой из глубокого колодца, которую достанет лишь тот, у кого есть веревка, ведро и сильные руки? Я предпочитаю быть доступным и старикам, и детям, всем, у кого слабые руки. Во-вторых, вы указали, чем можно держать народ и каким должен быть человек, который его ведет. По-моему, народ некогда был стадом овец: крикнет чабан «айт!» — все вскочат, крикнет — «шайт!» — все лягут. Потом народ стал походить на табун верблюдов: кинут перед ним камень, крикнут «шок!»— и он оглянется, подумает и только тогда повернет. А теперь у народа нет его прежнего смирения, он смело открывает глаза. И сейчас он подобен косяку коней: он послушает того, кто разделит с ним все невзгоды — и мороз, и буран, кто для него забудет дом, кто согласится иметь подушкой лед, постелью — снег...
В-третьих, вы сказали о русских. Самое дорогое и для народа и для меня — знание и свет... А они — у русских. И если русские дадут мне то сокровище, которое я тшетно искал всю жизнь, разве могут они быть для меня далекими, чужими? Откажись я от этого — я остался бы невежей — чести в этом для себя не вижу...
Здесь сталкиваются противоположные взгляды на жизнь, две философии.

 

Последнее обновление 13.07.14 09:44
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика