Народ в эпопее
<
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
14.03.12 21:18

Народ в эпопее.

 

Богатейшая галерея образов романа рождает цельное представление о казахском народе — народе трудной судьбы и высоких нравственных, духовных качеств. Талантливость, стремление к добру, к правде, любовь к поэтическому слову, беспредельная привязанность к родной степи — вот главные черты народного характера, которые видятся писателю сквозь бесчисленное множество индивидуальных судеб и характеров. С глубокой симпатией обрисованы Даркембай, Базаралы, Балагаз, Иса. При всех жизненных тяготах, выпавших на долю этих людей, они сохранили высокие моральные качества. Это личности сильные, незаурядные. Через жизненные преграды они шагают рядом с Абаем, набираясь опыта, узнавая, кто «близкий», а кто «дальний».
Навсегда остается в памяти читателя смерть Исы, простого пастуха, человека огромной стойкости и жизненной силы. Он гибнет, спасая отары Такежана. Да он и не мог поступить иначе: прирожденный животновод, степняк не мог бросить овец на погибель, хотя они — собственность хозяина. Один, безоружный, в пургу, бросается он на стаю волков. Незабываемая сцена, когда лежащему в горячке Исе чудится Такежан в образе степного хищника, и он, умирая, заново переживает все это.
С наибольшей полнотой очерчен образ Даркембая. В нем как бы сосредоточились безмерные страдания и жизненная стойкость народа. Один из многих бедняков, он выделяется решительностью характера, живым языком, ясным умом, живет достойно, с пониманием своей моральной правоты. Именно это чувство позволяет ему отстаивать интересы Дармена, бросать в лицо Кунанбаю резкие, как удар плети, слова. Это же чувство позволяет ему вести себя независимо, гордо при столкновениях с Такежаном. На страницах романа Даркембай появляется уже зрелым человеком, но, как и большинство героев эпопеи, он растет вместе с самой жизнью — его образ дан в развитии. Сначала, как сородич Божея, он готов пристрелить Кунанбая, посягнувшего на честь рода. Но впоследствии более важными становятся для него не родовые, а бедняцкие, жизненные интересы. Многое в Даркембае привлекает Абая — честность, смелость, образная речь: «Боже ж мой, ведь мы здесь одиноки среди злодеев, как кустик чия в горящей степи. О чем говорят сильные? О том, как угнетали слабых. О чем говорят слабые? О том, как терпели от сильных».
По своему редкому мужеству и неукротимости духа Даркембаю не уступает Базаралы. Дерзко, с бесшабашной удалью, под покровом ночи мстит он богачам за унижения и оскорбления. Он проходит сквозь бесконечные преследования, попадает на каторгу. В конце концов, пути Базаралы и Абая пересекаются, и Базаралы начинает служить людям.

Последнее обновление 13.07.14 09:44
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика