Летопись борьбы
<
Оценка пользователей: / 14
ПлохоОтлично 
18.03.12 09:11

В 30-годы Муканов все больше и больше обращается к прозе, пишет рассказы, повести и очерки. Значительное достижение С. Муканова — роман «Загадочное знамя» (1938). В переработанном виде он вышел под назвавшем «Бота гоз» (1948— 1953).
Роман «Ботагоз» занимает значительное место в одном ряду с историческими произведениями писателей Средней Азии: «Священная кровь» Айбека (Узбекистан), «Решающий шаг» Б. Кербабаева (Туркмения), «Кровавые годы» А. Токомбаеваи «Не смерть, а жизнь» Д. Турусбекова (Киргизия).
В этом эпическом полотне отражена жизнь казахского народа в сложнейший момент его истории (1913— 1919). Литератор Вера Смирнова писала: «Для нас, русских читателей, книга С. Муканова представляет чрезвычайный интерес, она удовлетворяет наше живое и с каждым годом растущее желание знать свою великую и обширную Родину, жизнь всех ее народов».
Жизнь аула, восстание 1916 года и гражданская война — вот события, нашедшие отражение в романе. Они надолго определили не только судьбы героев романа, но и судьбу народа.

В начале романа мы видим как бы спяший аул: итбаи и кошкины безраздельно властвуют над кочевниками. Кажется, что жизнь остановилась в своем движении. Но подспудно зреет недовольство. Образы Амантая, Кенжетая и других утверждают, что сама жизнь рождает в людях протест против несправедливости. После указа царя о мобилизации казахов на тыловые работы гнев, зревший годами, захлестнул людей. Забушевали «тихие» аулы. Жигиты сели на коней, и народ стихийно поднялся на борьбу. Освободительное движение рождено самой жизнью — в этом главная мысль романа. Система образов, язык, композиция и сюжет романа подчинены раскрытию этой центральной идеи.
В романе много красочных картин жизни дореволюционного аула. Широкий бытовой фон позволяет полнее очертить характеры, рельефно раскрыть ту среду, в которой они формируются. Такова, например, картина охоты с беркутом, которая во многом определила судьбу одного из главных героев романа — Амантая.
Образ Ботагоз — один из центральных в романе. Положение женщины Востока всегда было двойственным: с одной стороны, преклонение перед ее красотой, с другой — ее неполноправность в обществе. Естественно, активный протест Ботагоз против своего положения свидетельствовал о преломлении ее сознания. Она становится в ряды революционеров, видя в этом единственный путь преобразования жизни.
Имя Ботагоз — одно из самых ласкательных и нежных у казахов («бота» по-казахски значит «верблюжонок»). «Глаза у нее черные, большие и блестящие, как у верблюжонка, вот и называют ее «Ботагоз», — говорят о героине. «Образ Ботагоз, несомненно, один из самых дорогих для автора, овеян в романе необычайной поэзией» (В. Смирнова).
В начале романа Ботагоз — шестаадштилетняя девушка. Ее душа чиста, подобна зеркалу, перед которым Ботагоз частенько останавливается. Ее сердце готово раскрыться навстречу всему доброму, хорошему. Глаза излучают счастье. На мир, на людей она смотрит доброжелательно, даже с восторгом. Но вскоре Ботагоз убеждается, что мир не так чист и прекрасен, как голубые горы Кокшетау или зеркально прозрачные воды Бурабая, где она выросла.
Тяжелый след в ее душе оставили лютость богача Итбая, грубость Кошкина. И она начинает связывать различные факты и события, вникать в незримые причины взаимоотношений людей, и, как следствие, осознает, что нельзя превращаться в жертвенного ягненка — сомнут. Так жизнь подталкивает ее к активным шагам, чтобы отстоять свое достоинство.
Чтобы полнее представить образ другого героя романа — Аскара, следует вспомнить русскую разночинную интеллигенцию, которая осознанно шла в народ, чтобы служить ему, просвещать его. Конечно же, Аскар не идентичен этой волне русской интеллигенции: и время, и исторические условия другие. Вышедший из самых недр народа он — один из плеяды зарождающейся в те годы интеллигенции, той ее части, которая верно служила своему народу. Автор подробно прослеживает жизненный путь своего героя. Аульный учитель Аскар жаждет помогать людям. Он хочет, чтобы и дети бедняков стали грамотными, образованными людьми. Он обращается к Итбаю с просьбой расширить школу, но получает отказ.
Аскар подвергается самым различным влияниям и сталкивается на своем жизненном пути с самыми различными людьми. Это белый офицер Кулаков, степной воротила Итбай, муллы, баи, буржуазные интеллигенты Мадияр, Базархан, тут же бедняки Балтабек, Темирбек, Амантай, любимая девушка Ботагоз. Сердечная чуткость притягивает к Аскару людей: он не может равнодушно смотреть на людское горе, широким морем разливающееся вокруг. И юноша упорно ищет пути борьбы со злом. Путь, который показался ему единственно верным, — рядом с Кузнецовым и Булатовым, боровшимися за угнетенных.
Трудные испытания выпали на долю Амантая. В начале романа смелый жигит занят своим любимым делом — охотой, он еше не задумывается над серьезными проблемами жизни. Но сильные мира сего не оставляют его в покое. По ложному обвинению Итбай и Кошкин отправляют Амантая в ссылку. Сибирь явилась поворотным пунктом в жизни Амантая, снявшим пелену с его глаз. Он видит своей единственный путь в служении народу, освобождении его от таких, как Итбай и Кошкин.
Волостного управителя Итбая Байсакалова, купца Андрея Кулакова, урядника Кошкина объединяет лютая ненависть к «чернокостным» — простым людям, которые, как они считают, никогда не смогут стать равноправными.
Выпукло очерчен Итбай. Жестокий хищник, он умен и дальновиден. Итбай пользуется огромной властью и авторитетом. Многие нити управления степью стягиваются в его цепкие руки. Где обманом и устрашением, а где и ласковым словом поддерживает он свой авторитет. По художественной силе образ Итбая стоит рядом с образами таких степных хищников, как Игилик («Пробужденный край»), Шакен-мурза («После бури»), Куныскерей («Много лет спустя»).
Бесчинствует сын разбогатевшего купца Андрея — белый офицер Кулаков. Омерзительны Мадьяр и Базархан, продавшие за «чечевичную похлебку» свой народ. Отсутствие настоящих идеалов, стремление только к личному благополучию — вот смысл их существования.
Наступает 1916 год. Взоры жителей Степи обращаются к смелому жигиту Амантаю, и он встает во главе восставших. Народ восстал стихийно, невмоготу было терпеть насилия Итбая, Кошкина и других «опричников».
«Мы будем продолжать борьбу за народ, — обращается Аман-тай к жигитам. — Волостной управитель продает наши головы, а мы должны терпеть. Так, что ли? Царь гонит на бойню — так идти ли нам бесповоротно, как стаду овец? Кто хочет, последует за мной, а остальные пусть уходят. Только не думайте, что своим отступничеством вы спасете себя. Напрасная надежда».
Стихийный протест в Степи неумолимо сливается с российским освободительным движением. И герои романа не только приветствуют революцию, но и становятся ее участниками.
Писательреалист С. Муканов не может не концентрировать свое внимание на социальных и психологических корнях человеческих поступков. Массы людей, поднявшихся на гребень социального противостояния, естественно, имели свои причины и не участвовать в событиях тех лет не могли, ибо человека создают исторические обстоятельства, и в то же время он их активный субъект. Это новое понимание роли личности в истории воплощено в крупном эпическом полотне «Ботагоз».

Последнее обновление 13.07.14 09:45
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вверх Яндекс.Метрика